В Совете Федерации состоялось заседание Совета при Председателе СФ по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса на тему «Проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики в сфере модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
В Совете Федерации состоялось заседание Совета при Председателе СФ по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса на тему «Проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики в сфере модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
Открывая заседание, заместитель Председателя СФ Галина Карелова отметила, что состояние дел в жилищной сфере – одна из самых острых проблем в стране.
Вице-спикер констатировала, что в России коммунальная инфраструктура значительно устарела, изношены фонды жилищно-коммунального хозяйства, на первичное восстановление которых, по оценкам экспертов, требуется более девяти триллионов рублей. Это почти в двадцать раз больше, чем государство ежегодно тратит на здравоохранение.
По мнению парламентария, власти не должны, да и не могут решать эти проблемы исключительно за счет бюджетных средств. Добиться радикальных улучшений в отрасли, как считает сенатор, помогут созданные государством благоприятные условия для притока частных инвестиций в отрасль. «Деньги бизнеса важно привлекать, в первую очередь, в проекты по модернизации и повышению энергоэффективности коммунального комплекса».
Говоря о нормативно-правовом обеспечении деятельности бизнес-структур, готовых вкладывать средства в обновление коммунальной инфраструктуры, законодатель отметила процесс поэтапного перехода на долгосрочное тарифное регулирование.
По ее словам, предусмотрены гарантии инвесторам в части доходности и возврата вложенных средств. «Установлены обязательные требования к собственникам, концессионерам и арендаторам жилья, что позволит потребителю контролировать качество оказываемых услуг. На законодательном уровне отрегулирован механизм передачи объектов коммунальной инфраструктуры в долгосрочную аренду или концессию».
Галина Карелова обратила внимание на действенность принимаемых мер. Так, указала сенатор, во многих регионах частные компании при поддержке государства реализуют проекты в сфере модернизации коммунальной инфраструктуры. В качестве примера она привела Московскую область, где бизнес на принципах государственно-частного партнерства активно подключился к работе по обновлению систем водоснабжения и водоотведения. «Подобные проекты в сфере ЖКХ реализуются в десятках субъектов Федерации, а общий объем инвестиций уже исчисляется сотнями миллиардов рублей».
«Для того, чтобы бизнес более активно вкладывал средства в модернизацию коммунальной инфраструктуры, ее нужно сделать более прозрачной. Привлечение к этой работе потребителей коммунальных услуг, повышение эффективности общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве ускорит решение проблем», — подчеркнула парламентарий.
По ее мнению, стимулирование кредитования проектов модернизации «коммуналки» также будет способствовать улучшению ситуации в отрасли. «Для этого необходимо увеличивать объемы государственных гарантий по кредитам, смягчать излишне жесткие требования к региональным программам по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, финансируемых с участием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ», — продолжила сенатор.
«Для получения полной и достоверной информации о техническом состоянии коммунальной инфраструктуры в нашей стране региональным органам государственной власти крайне необходимо провести ее полную инвентаризацию. Совет Федерации как палата регионов проводит мониторинг положения дел в ЖКХ на местах. Исходя из полученных сведений – оперативно вносит коррективы в федеральное законодательство, а также рекомендует федеральным органам исполнительной власти корректировать подзаконные нормативные акты».
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень высказался за дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в сфере ЖКХ. По его мнению, пришло время реализации новых подходов для модернизации отрасли. Он попросил Совет Федерации мониторить реализацию инициатив ведомства в регионах.
Министр проинформировал, что в последнее время было принято 94 нормативно-правовых акта, из них десять федеральных законов в части упорядочивания работы бизнеса в сфере в ЖКХ. Он также отметил развитие системы долгосрочного тарифного регулирования, на которую страна полностью перейдет с 2016 года. «Это важнейший инструмент привлечения инвестиций в отрасли. Первоначально тарифы будут устанавливаться на три года, потом на пять лет».
Михаил Мень также сообщил, что все регионы до конца года утвердят «дорожные карты» по развитию ЖКХ по подготовленной Министерством форме. Кроме того, сообщил он, в 31 регионе России реализуется более 70 масштабных инвестиционных проектов в ЖКХ на общую сумму 227 миллиардов рублей.
Первый заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Владимир Таталыкин высказался за создание специального института развития по нерыночному предоставлению ресурсов на возвратной платной основе. «Он занимался бы кредитованием проектов модернизации объектов ЖКХ, особенно в малых городах.
Как пояснил Владимир Талалыкин, у больших городов хватает средств на модернизацию объектов ЖКХ, у муниципалитетов же возникают проблемы с финансированием таких мероприятий. Он также выразил надежду, что модернизация коммунальных систем позволит существенно снизить затраты на их эксплуатацию.
Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк проинформировал, что на сегодняшний день жилой фонд России состоит из 3,2 миллионов зданий общей площадью 2,2 миллиарда квадратных метров, годовой оборот составляет 4 триллиона рублей. «ЖКК входит в тройку крупнейших отраслей экономики после нефтяного и газового сектора, отрасль потребляет 40 процентов тепловой энергии и 35 процентов электроэнергии».
Говоря о первоочередных задачах он указал на модернизацию действующих коммунальных систем и всего жилфонда, развитие экономического потенциала, привлечение инвестиций, обеспечение населения доступным и комфортным жильем, повышение энергоэффективности.
Юрий Росляк указал на проблему взаимодействия отраслевых программ по модернизации ЖКХ. «Необходимо объединить их по целям и обеспечить мотивацию этих процессов».
Аудитор Счетной палаты РФ коснулся также темы капитального ремонта жилых домов и внутридворовых инженерных систем. «Необходимо оптимизировать расходы на работы первоочередного порядка: ремонт кровель и лифтов. Кроме того, считает Юрий Росляк, необходимо обеспечить предоставление субвенций и субсидий на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры и жилого фонда.
Заместитель Губернатора Ростовской области Сергей Трифонов отметил, что в регионе, как и многих других субъектах Федерации, высока степень износа коммунальной инфраструктуры. Решить эту проблему только за счет средств области не получится, необходимо привлекать инвестиции на основе государственно-частного партнерства.
Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Игорь Никифоров, исполняющий обязанности Министра энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики Иван Маринин и директор Департамента ЖКХ Администрации Владимирской области Лидия Смолина рассказали об опыте своих регионов в привлечении инвестиций в коммунальный бизнес.
Руководитель Дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве России Мария Шилина считает основными проблемами необходимость исполнения социальных обязательств в рамках федерального законодательства, проблему ветхого и аварийного жилья, изношенность коммунальной инфраструктуры. При этом существует дисбаланс между платежами всех групп населения и объемом средств, необходимых для решения этих проблем, подчеркнула она.
Нужно пересмотреть расходы бюджета в пользу наиболее эффективных направлений и перейти к повышению эффективности и оптимизации бюджетных средств, добавила Мария Шилина.
Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров напомнил о принятом в мае 2014 года Федеральном законе «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «В соответствии с этим законом можно перераспределять полномочия между местным самоуправлением и региональными органами власти. Если муниципалитеты по тем или иным причинам не справляются с вопросами в коммунальной сфере, то полномочия по управлению коммунальным хозяйством можно брать на региональный уровень – закон это позволяет», – отметил Дмитрий Азаров.
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова сообщила, что потребление воды населением снизилось на 6,2 процента, в том числе, из‑за установки счетчиков на воду. При этом, по ее словам, тарифы на воду сегодня ниже экономически обоснованных. Она отметила, что государство должно разработать комплекс мер по повышению инвестиционной привлекательности объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства и ЖКХ Андрей Чибис сообщил, что ведомство готовит предложения по упрощению порядка предоставления средств из фонда ЖКХ на поддержку модернизации инфраструктуры, и попросил сенаторов поддержать эти предложения, чтобы они были приняты в осеннюю сессию.
Правительство получит гибкий инструмент регулирования финансовой поддержки, подчеркнул он. «Мы планируем, что там будет не только субсидирование процентной ставки, но и софинансирование части кредитов. Но принципиально мы считаем, что в любом проекте государственная поддержка должна сопровождаться и частными деньгами. Именно так мы можем гарантировать, что проект реальный, а не сделанный для того, чтобы освоить те или иные бюджетные деньги».
Первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий выразил сомнение в том, что механизм концессии в сфере ЖКХ в настоящее время может активно внедряться в отрасль. «Нужно решить еще много вопросов для адаптации механизма концессии к современным условиям».
Кроме того, сенатор остановился на проблемах, связанных с водоснабжением и водоотведением. Он отметил, что в этой сфере сложилась сложная ситуация, связанная с отсутствием достаточного объема инвестиций в эту сферу. Аркадий Чернецкий предложил включить в тариф по водоснабжению инвестиционную составляющую. «Такое решение поможет формированию потока инвестиций, а с другой стороны – не скажется существенным образом на платежах населения».