В Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «О состоянии и перспективах развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации».
В Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «О состоянии и перспективах развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации».
Мероприятие провела член Комитета СФ по международным делам Любовь Глебова.
В слушаниях приняли участие члены Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Галина Николаева и Александр Тотоонов, заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова, депутаты Государственной Думы, представители федеральных министерств и ведомств, субъектов РФ, профессионального и экспертного сообщества.
Участники встречи обсудили вопросы модернизации и развития системы дополнительного образования в Российской Федерации.
Как подчеркнула Любовь Глебова, система дополнительного образования призвана создавать благоприятные условия для поддержки индивидуализации и самореализации личности, развития разносторонних способностей детей. «При этом принципиально расширяются возможности человека, предлагается большая свобода выбора, включение в общественные и экономические процессы, формы мышления, деятельности, коммуникации».
Директор Федерального института развития образования, руководитель рабочей группы Минобрнауки РФ по разработке Концепции развития дополнительного образования детей, подростков и молодежи Александр Асмолов рассказал о ходе разработки документа. Он отметил, что дополнительное образование дает право на развитие человека с детских лет и в течение всей жизни, предоставляя свободный выбор тех сфер деятельности, в которых происходит личностное самоопределение подростка.
По мнению Александра Асмолова, важно усилить и развивать мотивацию детей к творчеству, искусству, спорту. «Дополнительное образование является системным интегратором образования всех уровней и дает возможность самообразования каждому ребенку и человеку».
Экономические модели развития системы дополнительного образования детей охарактеризовал директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий. Среди актуальных задач он, в частности, выделил расширение спектра программы дополнительного образования, его содержания и вариативности в зависимости от интересов ребенка. Сергей Косарецкий указал на необходимость усиления образовательного характера каникулярного отдыха детей и подростков, а также обязательного вовлечения в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин предложил вернуться к вопросу законодательного закрепления права ребенка на бесплатное дополнительное образование не менее, чем по двум программам.
Статс-секретарь – заместитель Министра культуры РФ Григорий Ивлиев рассказал о Концепции предпрофессионального образования, разработанной с участием трех федеральных министерств: культуры, образования и науки, спорта. Он отметил, что в детских школах искусств общеразвивающие программы сохранены в полном объеме. Григорий Ивлиев акцентировал внимание на вопросах материально-технического обеспечения программы дополнительного образования и механизмах ее финансирования.
Социологические и статистические данные об охвате детей системой дополнительного образования привел директор Института социологии образования Российской академии образования Владимир Собкин. Он указал на необходимость выравнивания возможностей доступа к дополнительному образованию детям из разных социальных слоев. «Ключевая возможность, предоставляемая дополнительным образованием, — включение в его систему широкого круга представителей российской интеллигенции разного возраста, готовых работать с детьми»
Заместитель председателя Комитета по образованию и науки Думы Ставропольского края, ректор Ставропольского государственного педагогического института Людмила Редько обратила внимание на необходимость конкретизировать источники ресурсов для реализации концепции, а также обозначить ответственных за ее проведение.
О региональном опыте работы многопрофильных учреждений дополнительного образования на примере Центра творчества детей и юношества «Росток» города Чебоксары Чувашской Республики, отметившего свое сорокалетие, проинформировала директор центра Елена Герасимова.
На слушаниях были высказаны идеи и предложения, которые найдут отражение в деятельности палат Федерального Собрания.