Порядок финансирования спорта естественными монополиями и компаниями с государственным участием должен быть определен законодательно – считают участники «круглого стола», состоявшегося в Совете Федерации.
Порядок финансирования спорта естественными монополиями и компаниями с государственным участием должен быть определен законодательно – считают участники «круглого стола», состоявшегося в Совете Федерации.
Член Комитета СФ по экономической политике Николай Власенко, открывая заседание, подчеркнул актуальность темы «круглого стола» – «О правовых проблемах финансирования субъектами естественных монополий профессиональных спортивных команд».
«Проблема финансирования профессиональных спортивных клубов имеет большое значение как с правовой, так и с социально-экономической точки зрения, так как современный спорт тесно связан с рыночными отношениями».
Он напомнил, что группой сенаторов был внесен проект изменений в закон «О естественных монополиях», который нацелен на усиление контроля за деятельностью естественных монополий и повышение эффективности расходования ими средств. Законопроект предполагает запретить таким компаниям содержать профессиональные спортивные команды. «Когда монополии проводят мероприятия, напрямую не связанные с их экономической деятельностью, то соответствующие расходы фактически ложатся на потребителей. Получается, что у нас действует налог на спорт, распределение которого не является прозрачным», – отметил Николай Власенко.
По словам сенатора, финансирование спортивных клубов различными субъектами экономической деятельности осуществляется неравномерно. «Фактически у нас идет состязание финансовых структур, а не спортивных клубов. Такое неравенство отпугивает не только потенциальных спонсоров, но и болельщиков: так, за минувшие десять лет количество зрителей на футбольных стадионах практически не выросло».
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Вячеслав Фетисов назвал спорт важным фактором в современном мире. Успехи на различных международных состязаниях – бесспорное доказательство жизнеспособности и духовной силы любой нации. «Для развития спорта требуется системный подход, прежде всего на государственном уровне. Необходимо реформировать систему финансирования профессионального спорта, в том числе с участием большого бизнеса».
Клубы нуждаются в равных возможностях для получения финансирования, только в этом случае можно будет говорить о честной конкуренции, подчеркнул сенатор. В качестве позитивного примера реализации политики равных возможностей он привел деятельность Континентальной хоккейной лиги. «Необходимо на повестку дня поставить вопрос о финансировании крупными компаниями, в том числе и государственными монополиями, именно спортивных лиг, а не отдельных профессиональных команд».
Генеральный директор Автономной некоммерческой организации «Оргкомитет Объединенной футбольной лиги» Валерий Газзаев рассказал о системных проблемах российского футбола и путях их решения.
По его словам, большинство отечественных профессиональных футбольных клубов существуют на средства государственных компаний или финансируются из региональных бюджетов. «Общий объем инвестиций только в клубный футбол составляет около одного миллиарда долларов США ежегодно. При этом наличие частного капитала в футболе не гарантирует решения проблем развития футбола и не обеспечивает самоокупаемость клубов».
Валерий Газзаев отметил, что в последние годы снижается привлекательность премьер-лиги для зрителей, телевидения и спонсоров. «Телеаудитория центральных матчей российского чемпионата сократилась с девяти до трех миллионов зрителей. Следует также признать, что спортивные результаты на международной арене являются крайне низкими. Существует также явная угроза исключения отечественных клубов из международных клубных турниров в Европе по причине несоответствия финансовой политики клубов международным требованиям».
Проблемы российского футбола являются системными, потому что в их корне – устаревшая и неэффективная модель структуры футбольного хозяйства, сделал вывод Валерий Газзаев. Он отметил ряд тенденций в мировом спорте, среди которых – международная интеграция, внедрение технологических и организационных инноваций и превращение системы продаж прав на телевизионный показ состязаний в главный источник окупаемости спортивных клубов.
По словам выступающего, на постсоветском пространстве есть положительные примеры интеграции. «В частности, это Континентальная хоккейная лига и баскетбольная Единая лига ВТБ».
«Для того, чтобы клубы стали самоокупаемыми, а значит и привлекательными для частных инвесторов, нужно создать современную футбольную лигу, отвечающую всем требованиям развития мирового спорта», – заявил Валерий Газзаев.
Объединенный турнир команд России и Украины, прошедший в 2013 году, подтвердил обоснованность этого вывода, подчеркнул докладчик. «Объединенная лига станет партнером для крупных российских и международных рекламодателей. Уйдут в прошлое ситуации, когда клуб зависел от одного спонсора. В силу международного характера и масштабного освещения, лига станет интересной для тех компаний, которые ранее направляли свои рекламные бюджеты в зарубежные клубы».
«Реализация проекта позволит снять часть нагрузки с региональных бюджетов по финансированию футбольных клубов, обеспечить стабильное финансирование национальных спортивных федераций и начать выстраивать систему долгосрочных инвестиций в футбол», – заключил Валерий Газзаев.
В дискуссии в рамках «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, аудитор Счетной палаты Владимир Катренко, генеральный директор футбольного клуба «ЦСКА» Роман Бабаев, заместитель генерального директора государственного бюджетного учреждения «Дирекция спортивных и зрелищных мероприятий» Сергей Алтухов, начальник отдела Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ Василий Осипов, исполнительный директор футбольного клуба «Зенит» Павел Пивоваров, представители спортивной общественности.
Выступавшие отметили, что рыночные условия расширили возможности привлечения дополнительных средств на нужды спортивных клубов, которые в условиях недостаточности бюджетного финансирования стали играть важную роль. Участники «круглого стола» пришли к выводу, что отношения между спортивными клубами и субъектами экономической деятельности, оказывающими им финансовую поддержку, должны быть урегулированы правовыми, в том числе законодательными нормами. При формировании нормативной базы целесообразно использовать предложения по организации системы финансирования спорта, высказанные, в частности, Вячеславом Фетисовым и Валерием Газзаевым.
Итоги обсуждения подвел заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров. «Старая система финансирования спорта практически исчерпала свои возможности и является одной из причин неустойчивости деятельности клубов. Очень интересный путь – создание объединенных спортивных лиг, которые финансируются из специальных фондов. При этом часть средств должна направляться на развитие детско-юношеских спортивных школ. Систему финансирования спорта необходимо прописать в законе. При этом следует отделить затраты на проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в трудовых коллективах от расходов на содержание профессиональных команд».
По итогам мероприятия были приняты рекомендации в адрес Правительства РФ.
Участники «круглого стола» считают, что переход к финансированию естественными монополиями всего спорта, например футбольной или хоккейной лиги, в целом будет способствовать открытости, когда сама естественная монополия будет заинтересована в контроле спонсорских средств. С другой стороны, все клубы получат примерно равные условия для организации своей деятельности и подготовки спортсменов.
При этом следует законодательно установить процентную долю спонсорских средств, которые могут быть потрачены на приобретение отдельных спортсменов.
Признано необходимым разработать программу перехода спортивных клубов на самоокупаемость за счет их преобразования в открытые акционерные общества.
Кроме того, Правительству РФ рекомендовано подготовить предложения по совершенствованию законодательства с целью установления особенностей агентской деятельности в сфере спорта и рассмотреть возможность установления налоговых льгот для спонсоров, а также для спортивных клубов.