Все новости

В. Матвиенко: К реформированию уголовно-правовой политики надо подходить крайне аккуратно, системно и последовательно

Определить четкие и ясные приоритеты в направлении модернизации отечественной уголовно-правовой политики предложила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на парламентских слушаниях на тему «Совершенствование законодательства в сфере уголовно-правовой политики»


Выступление В. Матвиенко на парламентских слушаниях по совершенствованию законодательства в сфере уголовно-правовой политики

Определить четкие и ясные приоритеты в направлении модернизации отечественной уголовно-правовой политики предложила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на парламентских слушаниях на тему «Уголовная политика в Российской Федерации: проблемы и решения».

По словам спикера СФ, уголовно-правовая политика не догма, и не может формироваться вне меняющегося экономического или социального контекста. «Однако при ее совершенствовании необходимо сразу же четко задать цели и приоритеты, к ее реформированию надо подходить крайне аккуратно, системно и последовательно».

Валентина Матвиенко пояснила, что за последнее время и направления уголовно-правовой политики, и ее основополагающая концепция не раз шлифовались в угоду моменту, той или иной популистской идеи, эффектной «пиар-кампании». Например, с целью внесения тех или иных изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу в 2002 году, принято около 130 федеральных законов.

Спикер СФ напомнила, что Президент Российской Федерации Владимир Путин на заседании Совета по противодействию коррупции подверг критике проведенную так называемую либерализацию уголовного законодательства в части назначения наказания в виде штрафа за коррупционные преступления. В таких случаях явно и прилюдно не соблюдается соразмерность и справедливость наказания, искажается его превентивная функция, сказала Валентина Матвиенко

По мнению Председателя Совета Федерации, требует серьезного анализа и практика применения судами такой меры пресечения, как заключение под стражу. «Стоит подумать о более широком использовании иных возможностей действующего УПК, таких как личное поручительство, залог, домашний арест».

Глава СФ считает, что необходимо серьезно относиться к деталям правоприменительной практики в данной сфере. «Формулировки, определяющие деятельность органов следствия, должны быть более четкими, а их ответственность более жесткой».

Важную роль в повышении доверия граждан к правоохранительной системе играет создание эффективных механизмов общественного контроля. Действенным шагом в этом направлении стало формирование Общественной палатой Российской Федерации наблюдательных комиссий по контролю в местах принудительного содержания. Валентина Матвиенко уточнила, что именно под эгидой Общественной палаты разработан и активно обсуждается проект Концепции уголовно-правовой политики Российской Федерации.

Первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Алексей Александров подчеркнул, что развитие законодательства в сфере борьбы с преступностью, обеспечение законности, безопасности государства, организация расследования уголовных дел, должны осуществляться в единой системе, во взаимосвязи с основными направлениями государственно-правовой политики.

По мнению сенатора, в настоящее время необходимо усилить работу по анализу, изучению и систематизации основных направлений этой деятельности. «Эта работа связана с укреплением дисциплины, правопорядка и законности в целом, и особенно в правоохранительных и судебных органах».

Участники встречи обсудили вопросы совершенствования уголовного законодательства и деятельности правоохранительных органов.

В парламентских слушаниях приняли участие Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, заместитель Председателя Верховного Суда РФ по уголовным делам Анатолий Толкаченко, руководители Следственного комитета Российской Федерации, министерств и ведомств, главы субъектов Российской Федерации, руководители законодательных (представительных) органов регионов, члены Общественной палаты, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, научные работники и представители общественности. 

Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка предлагает разработать концепцию уголовно-правовой политики России, существенно пересмотрев ее основные направления и задачи в сфере противодействия преступности.

По его мнению, необходимо сформировать специальный совещательный орган при Президенте РФ, к участию в котором привлечь ученых, работников правоохранительных органов, судей и представителей иных заинтересованных ведомств. «Мы готовы представить предложения о внесении изменений в действующее законодательство с учетом сказанного мною».

Юрий Чайка также считает целесообразным вернуть прокурорам функцию возбуждения уголовного дела, как это принято во многих странах мира. По его словам, несмотря на то, что российская прокуратура является органом исполнения международных обязательств в части уголовного преследования, «наши функции в этой области весьма незначительны».

Заместитель Председателя Верховного суда РФ по уголовным делам Анатолий Толкаченко отметил, что в последние годы произошли законодательные ограничения надзорных функций полномочий прокуратуры – от возбуждения уголовных дел и контроля за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий до стадии исполнения приговора. «Это в целом не способствует повышению режима законности во всех сферах. Понимание этой проблемы имеется, поэтому очевидны определенные меры по восстановлению ряда прежних полномочий прокуратуры: в частности, единой системы статистической отчетности по преступности».

Анатолий Толкаченко согласился с предложением Юрия Чайки разработать концепцию уголовно-правовой политики России. Представитель Верховного суда напомнил, что в 2012 году проект такого документа был разработан и может быть принят за основу.

Заместитель Председателя Следственного комитета РФ Андрей Лавренко проинформировал, что в 2012 году по делам СКР было оправдано 585 человек. В 2006-м году, когда Следственный комитет еще не был создан, этот показатель составлял 1885.

По данным Андрея Лавренко, процент дел, возвращенных судом на доследование, составляет не более одного процента. «Доля раскрытия уголовных дел об убийствах, причинении тяжкого вреда здоровья, повлекших смерть, изнасилованиях — сегодня самая высокая в новейшей истории российских правоохранительных органов».

Председатель Комитета СФ Андрей Клишас подчеркнул, что «уголовно-правовая политика – это средство, с помощью которого нам нужно научиться защищать права и свободы наших граждан».

«Иногда мы оказываемся в плену заблуждений, которые очень серьезно влияют на все наши действия. Не всегда правоприменение и его дефекты означают дефект закона – это очень важно. Но законодатели, безусловно, несут ответственность за то, как сформулирована та или иная правовая норма».

Андрей Клишас отметил, что защита прав и свобод человека является конституционной обязанностью государства, на которую даже в условиях жесткого бюджета средства должны выделяться полностью. «Если законодатели предлагают действенные механизмы защиты граждан, то деньги найдутся».

Заместитель Министра внутренних дел РФ Игорь Зубов предложил освободить российскую полицию от рассмотрения заявлений, заведомо не связанных с преступными посягательствами и пресечением административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности. По данным замминистра, в МВД ежегодно поступает более 20 миллионов заявлений и сообщений о преступлениях, из которых находят подтверждение только 2,5 миллионов. «Все остальные — это рассмотрение дел, связанных с какими‑то спорами относительно межевых участков, бытовых конфликтов, не имеющих правовой перспективы, и т. д.».

Игорь Зубов высказался за разработку такого порядка, который бы избавил полицию от обязанности выносить постановления об отказах в возбуждении уголовных дел в подобных ситуациях. «Мы также предлагаем оптимизировать уголовный процесс путем расширения института упрощенного производства по малозначительным составам и преступлениям, совершенным в условиях очевидности. Одновременно должна быть повышена роль органов дознания, судебного расследования и прокурорского контроля».

Он также выразил надежду на законодательное ужесточение ответственности за мошенничества в бюджетной сфере. «Хищения наносят огромный экономический вред российскому государству, стимулируют развитие коррупции и организованной преступности, но при этом относятся действующим законодательством к преступлениям небольшой тяжести и наказываются лишением свободы на срок до трех лет». По словам замглавы МВД, из‑за этого ведомство лишено возможности проводить по таким преступлениям весь объем оперативно-розыскных мероприятий. «Лица, обвиняемые в совершении многомиллионных, а иногда и многомиллиардных хищений в бюджетной сфере, не могут быть заключены под стражу, что позволяет им оказывать влияние на участников уголовного процесса, а при необходимости укрываться от правосудия за рубежом». Игорь Зубов проинформировал, что по инициативе нескольких субъектов РФ в Государственную Думу внесен соответствующий законопроект.

Председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин высказал мнение, что поправки в Уголовный кодекс должны вноситься не чаще, чем раз в год.

«Накапливать поправки и рассматривать один раз в год, за исключением случаев, требующих немедленной реакции. К случаям немедленной реакции, пояснил он, могут, например, относиться случаи террористической деятельности».

Член Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Анатолий Лысков поддержал предложения о разработке и принятии Концепции уголовной политики. «Прежде всего, требуется определиться с понятийным аппаратом в этой сфере».

 Сенатор заявил о необходимости более активного продвижения через парламент уже внесенных законопроектов. Анатолий Лысков считает, что требуется более внимательно исследовать проблему эффективности уголовных наказаний.

Подводя итоги парламентских слушаний, Председатель СФ Валентина Матвиенко отметила важность обсуждавшихся вопросов, в том числе предложения о разработке Концепции доктрины уголовно-правовой политики. «Тема, которую мы с вами сегодня обсудили, требует системного решения», — подчеркнула она.

Спикер СФ заявила о необходимости приступить к разработке новых Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса РФ и предложила создать для этого рабочую группу. «Пришло время осмысления и принятия новых документов, которые бы соответствовали экономическому и правовому этапу развития нашей страны». 

Генеральный прокурор России Ю. Чайка на парламентских слушаниях в Совете Федерации
Парламентские слушания 2
В. Матвиенко провела парламентские слушания
Парламентские слушания 21
Парламентские слушания 17
Парламентские слушания 6
Парламентские слушания 14
А. Клишас Парламентские слушания 19
Парламентские слушания 18
Парламентские слушания 12
В. Озеров Парламентские слушания 20
А. Александров Парламентские слушания 16
Парламентские слушания 15
Парламентские слушания 13
Парламентские слушания 11
С. Рябухин Парламентские слушания 10
Парламентские слушания 9
С. Киричук Парламентские слушания 8
Парламентские слушания 7
Парламентские слушания 4
Парламентские слушания 3
Парламентские слушания 1
Парламентские слушания 5

Парламентские слушания 2

1 из 22

В. Матвиенко провела парламентские слушания

2 из 22

Парламентские слушания 21

3 из 22

Парламентские слушания 17

4 из 22

Парламентские слушания 6

5 из 22

Парламентские слушания 14

6 из 22

А. Клишас Парламентские слушания 19

7 из 22

Парламентские слушания 18

8 из 22

Парламентские слушания 12

9 из 22

В. Озеров Парламентские слушания 20

10 из 22

А. Александров Парламентские слушания 16

11 из 22

Парламентские слушания 15

12 из 22

Парламентские слушания 13

13 из 22

Парламентские слушания 11

14 из 22

С. Рябухин Парламентские слушания 10

15 из 22

Парламентские слушания 9

16 из 22

С. Киричук Парламентские слушания 8

17 из 22

Парламентские слушания 7

18 из 22

Парламентские слушания 4

19 из 22

Парламентские слушания 3

20 из 22

Парламентские слушания 1

21 из 22

Парламентские слушания 5

22 из 22