Все новости

Спикер СФ: Нужно разработать комплекс мер по повышению эффективности долговой политики регионов

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко открыла парламентские слушания на тему «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2016 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».


Председатель СФ на парламентских слушаниях по бюджету России

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко открыла парламентские слушания на тему «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2016 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». 

По словам спикера СФ, с учетом того, что бюджет разрабатывался в условиях напряженной макроэкономической ситуации, необходимо было решить две задачи. Ограничить бюджетные расходы по ряду направлений и выполнить все взятые социальные обязательства не только в полном объеме, но и с учетом индексации. Валентина Матвиенко считает, что для повышения экономического роста требуются новые, нестандартные подходы.

Председатель Совета Федерации приветствовала решение заморозить в 2014 году рост тарифов на услуги естественных монополий для промышленных потребителей, а тарифы для населения индексировать в соответствии с правилом «инфляция минус». Этот маневр направлен на снижение расходов и даст предприятиям дополнительные ресурсы. При этом спикер СФ обратила внимание на то, что инфраструктурным монополиям это даст стимул заняться оптимизацией собственных издержек.

Валентина Матвиенко подчеркнула необходимость четкого определения приоритетов расходов. Бюджетные средства должны работать не только на решение важных текущих государственных задач, но и стимулировать экономический рост, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. «Тогда бюджетный рубль станет по‑настоящему инвестиционным».

Спикер Совета Федерации обратила внимание, что федеральный бюджет на 2014–2016 годы впервые имеет программную структуру. Доля финансовых ресурсов, распределяемых через государственные программы, составляет в нем уже 58 процентов. При этом государственные программы рассматриваются как основной инструмент реализации намеченных планов социально-экономического развития.

Валентина Матвиенко подчеркнула, что Совет Федерации как палата регионов особо придирчиво анализировал статьи, касающиеся межбюджетных отношений и обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Федерации. Спикер обратила внимание на то, что сокращение федеральной помощи происходит на фоне замедления роста доходов регионов, увеличения расходных обязательств и дефицита региональных бюджетов, который в 2014 году может составить уже 220 миллиардов рублей. «Все это ведет к значительному росту долгового бремени бюджетов субъектов Федерации». В связи с этим Валентина Матвиенко отметила, что многим регионам вновь придется прибегнуть к практике дорогостоящих заимствований у банков.

Федеральный центр не должен оставаться в стороне от решения проблемы роста долговой нагрузки на региональные бюджеты, считает спикер СФ. В этой связи Валентина Матвиенко высказалась за разработку специального комплекса мер, нацеленного на повышение эффективности долговой политики регионов и сокращение объема их долговых обязательств.

Прежде всего, речь идет о реструктуризации бюджетных кредитов, снижении доли банковских кредитов в структуре долга регионов. Межбюджетные отношения надо выстраивать так, чтобы трансферты стали стимулом для самостоятельного развития регионов. Совет Федерации будет тщательным образом отслеживать ситуацию, сказала Валентина Матвиенко.

На расширение финансовой самостоятельности регионов направлена и новая схема формирования единой субвенции. «Принятие этого решения полностью соответствует рекомендациям Совета Федерации в его специальном ежегодном постановлении по проекту федерального бюджета на предстоящий период», — напомнила спикер.

Касаясь необходимости сокращения бюджетных расходов, Валентина Матвиенко отметила, что в документе следует предусмотреть средства для финансирования в полном объеме обязательств в образовании, науке, здравоохранении, предусмотренных Указами Президента России.

Среди приоритетов спикер СФ особо выделила финансирование мер по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на период до 2017 года и финансирование сферы культуры. Валентина Матвиенко заверила, что Совет Федерации будет держать эти вопросы на контроле.

В свою очередь, Министр финансов РФ Антон Силуанов подчеркнул важность того, что первое публичное обсуждение бюджета на предстоящий период проходит в палате регионов.

Касаясь заморозки тарифов естественных монополий, глава Минфина сообщил, что она позволит снизить издержки компаний. Потребители услуг естественных монополий также не должны увеличивать цены на свою продукцию, подчеркнул он.

Согласно прогнозу Министра, рост экономики РФ в 2014 году составит три процента. Для решения этой задачи потребуется выполнение ряда условий. В первую очередь, должен восстановиться рост европейской экономики. Это позволит стабилизировать цены на российский экспорт – нефть, металлы, руду.

Минфин РФ ставит задачу сократить ненефтегазовый дефицит федерального бюджета до пяти процентов ВВП. По словам Антона Силуанова, такого результата достичь будет непросто, ведомство намерено действовать в этом направлении постепенно.

Как сообщил Министр, согласно проекту бюджета в 2014 году Резервный фонд РФ пополнится на 343 миллиарда рублей, в 2015 году увеличения не будет, в 2016 — он будет пополнен на 381 миллиард рублей. «Резервный фонд в следующем бюджетном периоде будет пополняться, но не такими темпами, как раньше планировалось, поскольку будут сокращаться нефтегазовые доходы. Тем не менее, общий объем Резервного фонда будет составлять более 4 процентов ВВП, в 2016 году составит 4,3 процента ВВП».

По его словам, Фонд национального благосостояния останется примерно на уровне 2013 года. «Мы будем его лишь размещать в инфраструктурные проекты, которые дадут нам и доходность, и дополнительный рост экономики».

 * * *

Согласно проекту бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в 2013 году уровень ненефтегазового дефицита федерального бюджета составит 10,3% ВВП, в 2014 году — 9,4% ВВП, в 2015 году — 9,6% ВВП, в 2016 году — 8,4% ВВП.

Доходы федерального бюджета в 2014 году планируются в объеме 13 триллионов 570,5 миллиарда рублей (18,5% ВВП), в 2015 году — 14 триллионов 564,9 миллиарда рублей (18,3% ВВП), в 2016 году – 15 триллионов 905,7 миллиарда рублей (18,3% ВВП).

Расходы федерального бюджета в 2014 году запланированы в объеме 13 триллионов 960,1 миллиарда рублей (19% ВВП), в 2015 году — 15 триллионов 361,5 миллиарда рублей (19,3% ВВП), в 2016 году — 16 триллионов 392,2 миллиарда рублей (18,9% ВВП).

Дефицит федерального бюджета в 2014 году составит 389,6 миллиарда рублей, или 0,53% ВВП, в 2015 году — 796,6 миллиарда рублей, или 1% ВВП, в 2016 году — 486,5 миллиарда рублей, или 0,6% ВВП.


Председатель ЦБ РФ представила на слушаниях в Совете Федерации основные направления денежно-кредитной политики на 2014–2016 годы

Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина представила на парламентских слушаниях в Совете Федерации основные направления денежно-кредитной политики на 2014–2016 годы. Главной задачей ЦБ РФ она назвала обеспечение макроэкономической стабильности и переход экономики на инвестиционную модель развития.

 Центральный банк завершит в следующем году переход к инфляционному таргетированию, в 2014–2016 годах инфляция будет последовательно снижаться. На современном этапе развития катализатором экономического роста должны стать инвестиции, повышение конкурентоспособности и повышение производительности труда. «Сейчас стране нужны инвестиции с относительно длинными сроками окупаемости, — отметила Эльвира Набиуллина. – Нужно изменить ожидания и поведение экономических субъектов. Нужно дать реальному сектору экономики получать кредитные средства по низким ставкам».

«Снижение инфляции позволит на долгосрочной основе снижать и стоимость кредитов», — подчеркнула Эльвира Набиуллина. Она подробно рассказала о реальном уровне процентных ставок, которые держит ЦБ по своим основным инструментам: «Многие считают, что этот уровень до сих определяется ставкой рефинансирования, которая сейчас составляет 8,25%. Это не так. Мы приняли решения прекратить операции по ставке рефинансирования, основные операции проводятся по ключевой ставке, которая составляет 5,5%». В 2016 году ЦБ сравняет ключевую ставку и ставку рефинансирования.

По словам Председателя ЦБ РФ, в качестве показателя инфляции предлагается взять уровень потребительских цен. Целевые показатели по инфляции – 5, 4,5 и 4 процентов на 2014, 2015 и 2016 годы соответственно. Центральный банк принял решение установить допустимый интервал изменения инфляции в 1,5 процента в ту или другую сторону от этих значений. Если инфляция укладывается в установленный интервал, то денежно-кредитная политика не будет претерпевать изменений. Если выходит за эти пределы, то денежно-кредитная политика будет ужесточена.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова отметила, что федеральными и региональными органами власти проводилась работа по выполнению Указов Президента России от 7 мая 2012 года. В результате отмечается положительная динамика ряда ключевых показателей, включая рост заработной платы и увеличение объема выданных ипотечных кредитов. Кроме того, наблюдается положительная динамика по выполнению ряда государственных программ, однако они нуждаются в корректировке. По мнению главы Счетной палаты, в их доработке и улучшении может оказать содействие Совет Федерации.

Татьяна Голикова также коснулась проблем межбюджетных отношений. По ее словам, положительным моментом проекта бюджета является консолидация субвенций. При этом формировать целевые показатели, которые должны исполняться регионами, нужно уже сейчас. В новом бюджете с 93 до 83 сокращается число субсидий, но в настоящий момент только по 10 субсидиям есть распределение по субъектам Федерации. По остальным распределения нет, значит, возможны вопросы с формированием и исполнением бюджетов субъектами Федерации и муниципальными образованиями.

Заместитель Министра экономического развития РФ Андрей Клепач отметил, что в 2012 году реализовался консервативный прогноз развития экономики. Замминистра назвал ряд мер по стимулированию экономического роста. Так, принято решение по торможению цен на услуги инфраструктурных компаний, в том числе естественных монополий. Кроме того, реализуются меры по повышению инвестиционной активности и доступности кредитов. Андрей Клепач отметил, что целый ряд сегментов экономики, которые обеспечивает до 25% ВВП, очень чувствительны к кредитованию. Это в первую очередь сельское хозяйство и машиностроение, в том числе оборонное, автомобилестроение.

Реальные доходы населения, включая заработную плату, будут расти. Более того, в 2015–2016 годах зарплаты будут расти быстрее производительности труда. В заключение своего выступления Андрей Клепач подчеркнул, что проект бюджета очень жесткий, и требуются усилия по повышению эффективности бюджетных расходов.

 

Министр финансов России А. Силуанов на парламентских слушаниях по бюджету страны в Совете Федерации
Парламентские слушания на тему «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2016 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
08-10 Парламентские слушания по бюджету-4
08-10 Парламентские слушания по бюджету-5
08-10 Петров Парламентские слушания по бюджету-9
08-10 Парламентские слушания по бюджету-12
08-10 Матвиенко парламентские слушания по бюджету
08-10 Парламентские слушания по бюджету-2
08-10 Парламентские слушания по бюджету-20
08-10 Парламентские слушания по бюджету-8
08-10 Парламентские слушания по бюджету-6
08-10 Парламентские слушания по бюджету-7
08-10 Парламентские слушания по бюджету-10
08-10 Парламентские слушания по бюджету-3
08-10 Парламентские слушания по бюджету-13
08-10 Парламентские слушания по бюджету-14
08-10 Парламентские слушания по бюджету-15
08-10 Парламентские слушания по бюджету-16
08-10 Парламентские слушания по бюджету-17
08-10 Парламентские слушания по бюджету-19
08-10 Парламентские слушания по бюджету-18

08-10 Парламентские слушания по бюджету-4

1 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-5

2 из 19

08-10 Петров Парламентские слушания по бюджету-9

3 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-12

4 из 19

08-10 Матвиенко парламентские слушания по бюджету

5 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-2

6 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-20

7 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-8

8 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-6

9 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-7

10 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-10

11 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-3

12 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-13

13 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-14

14 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-15

15 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-16

16 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-17

17 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-19

18 из 19

08-10 Парламентские слушания по бюджету-18

19 из 19