Вопросы организации общественного контроля в сфере противодействия коррупции и его законодательного обеспечения на федеральном и региональном уровнях стали темами рассмотрения Совета законодателей России. В работе прошедшего в формате видеоконференции заседания в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России приняли участие главы законодательных (представительных) органов государственной власти 77 регионов страны, члены Совета Федерации, руководители федеральных министерств и ведомств, представители Администрации Президента РФ, члены Общественной палаты России.
Открыл обсуждение Председатель Совета Федерации, председатель Совета законодателей России Сергей Миронов.
СЕРГЕЙ МИРОНОВ: КОРРУПЦИЮ НЕОБХОДИМО ИСКОРЕНИТЬ, НО СДЕЛАТЬ ЭТО ТОЛЬКО СИЛАМИ ВЛАСТИ НЕ УДАСТСЯ
Обращаясь к собравшимся, глава палаты Федерального Собрания РФ напомнил, что «это уже третий Совет законодателей, посвященный проблемам коррупции, и в каком‑то смысле он является логическим продолжением предыдущих заседаний». Он обратил внимание, что уже больше месяца Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества проводит Интернет-конференцию «Об общественном контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции», в работе которой, кроме органов власти субъектов Российской Федерации, активное участие принимают представители общественных объединений и научных организаций.
«Одна из главных проблем сегодня это то, что люди уже настолько привыкли к коррупции, что считают её само собой разумеющимся злом, к которому можно приспособиться», считает С.Миронов.
В связи с этим глава Совета Федерации напомнил слова Александра Герцена: «Если бы в России строго выполнялись все законы, и никто не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможна». «К сожалению, и более ста лет спустя его ирония так же актуальна для России», признал Председатель СФ.
«Мы все прекрасно понимаем, что коррупцию необходимо искоренить, но сделать это только силами власти не удастся. Её масштабы будут сокращаться только по мере того, как в стране будут укрепляться право, институты демократии, когда реально заработают механизмы общественного контроля», отметил он.
Председатель Совета Федерации напомнил участникам мероприятия, что Президент России Д.А.Медведев, выступая на заседании Совета по противодействию коррупции, особо указал на необходимость расширения формата участия институтов гражданского общества во всех антикоррупционных мероприятиях.
По словам С.Миронова, «созданная в нашей стране антикоррупционная правовая база, как на федеральном, так и на региональном уровнях, открывает широкие возможности для развития и использования инструментария общественного контроля в сфере противодействия коррупции. Совершенствуется порядок учета обращений граждан в органы государственной власти. Формируется комплекс мер, направленных на повышение прозрачности деятельности и информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления».
«Сегодня чрезвычайно важно добиться безусловного и чёткого соблюдения этого конституционного принципа, подчеркнул С.Миронов. Мною подготовлена законодательная инициатива, согласно которой региональные органы законодательной власти будут обязаны публиковать стенограммы своих заседаний. Мы направили письма руководителям законодательных собраний с просьбой дать оценку этому предложению».
Глава верхней палаты российского парламента отметил недостаточное использование ресурсов современных информационно-коммуникационных технологий: «Действительно создаются Интернет-приёмные, разделы на сайтах органов власти, «горячие линии». Всё это хорошо, но считаю, что такие технологии нужно применять более целенаправленно для установления конкретного диалога между властью и гражданами. Тем более, как вы знаете, Президент поручил губернаторам отчитываться перед общественностью о результатах региональных координационных совещаний с руководителями правоохранительных органов», сказал С.Миронов.
Такая информация, по его мнению, «должна в обязательном порядке размещаться на сайтах органов власти и быть доступной для граждан. Со своей стороны, мы как представители законодательного корпуса власти должны более активно включаться в эту работу, на системной основе проводить анализ таких отчётов».
«Наша задача не только поддержать организованный гражданский контроль, но и предоставить гражданам реальную возможность участвовать в антикоррупционных мероприятиях, подчеркнул Председатель Совета Федерации. Например, профессиональные ассоциации, общественность, независимые аудиторские службы вполне могли бы проконтролировать реальную открытость процедуры проводимых тендеров при закупке товаров для государственных нужд».
«В целом же считаю, что нужно подумать о создании институционально оформленной системы подлинно народного контроля, одной из функций которой будет борьба с коррупцией. Такое взаимодействие общества и государства будет способствовать становлению общественного контроля над системой власти, освобождению её от коррупции», сказал он.
Председатель Совета Федерации коснулся проблем проведения антикоррупционной экспертизы законов и законопроектов: «Это стало важным инструментом в сфере борьбы с коррупцией. В нашей палате комитеты и комиссии на системной основе проводят такую экспертизу по вопросам своего ведения. Однако для большей действенности этого инструмента, полагаю, целесообразно предусмотреть привлечение институтов гражданского общества к проведению антикоррупционной экспертизы наиболее важных законопроектов. Тем более, что такой опыт уже был при обсуждении законопроекта о полиции. Подобное взаимодействие стало бы эффективным и при проведении мониторинга правоприменения законов, в том числе в части выявления возможностей для проявления коррупции».
«Анализ предоставленных материалов из регионов свидетельствует, что во многих субъектах такая работа уже идёт, обратил внимание С.Миронов. Считаю очень правильным, что к экспертизе проектов нормативных правовых актов привлекаются региональные общественные палаты».
Глава Совета Федерации, говоря о системе предоставления сведений о доходах и имуществе государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, отметил: «Это, безусловно, большой шаг в направлении открытости власти для общества. Однако по оценке главы государства, «нынешняя система декларирования несовершенна». Действительно существуют разные варианты сокрытия реальных доходов. Абсолютно согласен с Дмитрием Анатольевичем в том, что здесь должен присутствовать более высокий элемент публичного контроля. Общественные организации и члены Общественной палаты должны активнее использовать свои возможности для публичного контроля за доходами государственных чиновников. Убеждён, что в перспективе мы обязаны создать законодательный механизм, обязывающий представителей власти декларировать не только свои доходы, но и расходы».
С.Миронов отдельно остановился на поступивших в Совет Федерации предложениях от органов власти субъектов Федерации в сфере дальнейшего совершенствованию антикоррупционного законодательства в части усиления общественного контроля.
«Мы провели анализ этих предложений, все они конструктивны и могут быть полезны в нашей дальнейшей работе, обратился он к членам Совета законодателей. Вы совершенно верно обращаете внимание на проблему проведения независимых инициативных исследований проектов или действующих нормативных актов на коррупциогенность. Считаю, что надо подумать над разработкой целостного нормативного правового акта, который бы комплексно урегулировал все вопросы, связанные с этим институтом».
По его словам, «требуют внимания предложения регионов, направленные на совершенствование механизма общественного контроля. Отмечается необходимость повышения уровня открытости и прозрачности деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов». «Думаю, можно рассмотреть предложение о введении такого института как общественное присутствие в органах государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных и контрольно-надзорных органах федерального и регионального уровня».
По мнению С.Миронова, «значительный потенциал повышения эффективности мер по противодействию коррупции заложен и в такой мере как освобождение органов исполнительной власти от избыточных функций и в таком инструменте, как «общественное расследование» проведение гражданами, общественными организациями работы по сбору и документированию сведений о фактах коррупции».
Председатель Совета Федерации выразил особую признательность органам власти субъектов Российской Федерации за предоставленные материалы о ходе противодействия коррупции на местах. «Мы тщательнейшим образом проанализировали всю информацию. Все ваши предложения будут учтены в законодательной работе», заверил С.Миронов участников заседания Совета законодателей.
* * *
С докладом на заседании выступила председатель Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Людмила Бабушкина. Содоклады представили председатель подкомитета по противодействию коррупции Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Сурков, первый заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман и статс-секретарь заместитель Министра юстиции России Дмитрий Костенников.
К коллегам, собравшимся в московской студии МЧС России, обратились руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Они высказали предложения по сути рассматриваемой проблемы.
* * *
Л.Бабушкина проинформировала коллег о большой согласованной работе, проводимой в Свердловской области. Она сообщила о принятом в этом субъекте Федерации базовом областном законе о противодействии коррупции. К настоящему времени, по ее словам, все действующие областные законы прошли антикоррупционную экспертизу. Председатель Палаты Представителей отметила, что в докладе территориального управления Министерства юстиции России отмечается качество антикоррупционной экспертизы, проводимой в регионе, и отсутствие на текущий момент областных законов, содержащих те или иные признаки коррупциогенности.
«Сегодня мы можем сказать, что в Свердловской области используется многоуровневый антикоррупционный контроль», — констатировала Л.Бабушкина.
Для обеспечения единства правового пространства региона, по ее словам, в области осуществляется взаимодействие не только с федеральными органами государственной власти, но и органами местного самоуправления. Она проинформировала, что при областном Законодательном Собрании создан Совет представительных органов муниципальных образований, который уже рассмотрел более 20 вопросов, касающихся проблем муниципальных образований, в том числе вопросов противодействия коррупции.
Л.Бабушкина подчеркнула, что принимаемые органами власти всех уровней в таком вопросе, как противодействие коррупции, не могут быть достаточно эффективными без участия институтов гражданского общества. «Наиболее важной для нас, законодателей, является такая форма участия общественности, как публичные слушания и активное вовлечение институтов гражданского общества в обсуждение принимаемых законопроектов и вопросов, связанных с реализацией федерального областного законодательства», — заявила глава Палаты Представителей. В ходе широкого обсуждения ряда действующих федеральных законов были отмечены серьезные проблемы и коррупциогенные риски, связанные с их реализацией, заметила она.
Крайне важной формой в противодействии коррупции назвала Л.Бабушкина активность самих общественных организаций, институтов гражданского общества их готовность активно подключиться к участию в антикоррупционных мероприятиях.
Как сообщила председатель Палаты Представителей областного Законодательного Собрания, большую роль играет система показателей эффективности реализации антикоррупционных мер. В качестве примера слаженной работы органов региональной власти в противодействии коррупции она сослалась на данные социологов, которые замерили уровни восприятия гражданами коррупции. «Если в 2008 году при проведении специального социологического исследования 77 респондентов назвали коррупцию в числе трех главных проблем общества, то в июне августе 2010 года коррупция заняла уже 15-е место среди волнующих население области проблем, и ее упомянули как одну из важнейших около 20 процентов респондентов», — сказала она.
Л.Бабушкина обратила внимание на важность поиска новых форм и методов работы с институтами гражданского общества. Важнейшей составляющей антикоррупционной кампании, продолжала она, является работа с молодежью.
Председатель Палаты Представителей заявила, что, несмотря на принимаемые меры, как полагают в Законодательном Собрании, правовая база в сфере противодействия коррупции нуждается в совершенствовании. «Мы считаем, — заявила она, — что необходимо разработать и принять федеральные законы об общественной экспертизе и общественном контроле в Российской Федерации, о нормативных правовых актах, разработать комплекс мер государственной поддержки по формированию деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции, установить гранты для общественных организаций, активно участвующих в предупреждении и борьбе с коррупцией, и многие другие формы.
* * *
В свою очередь председатель подкомитета по противодействию коррупции Комитета СФ по конституционному законодательству Константин Сурков остановился на проблемах эффективности общественного контроля за деятельностью органов власти. Этот институт, по его словам, является одним из ключевых механизмов противодействия и подавления коррупции. «Практический результат общественного контроля в сфере противодействия коррупции, — заявил он, — состоит именно в том, чтобы уполномоченными государственными органами была проведена тщательная проверка всех сообщений о фактах коррупционного характера, выявленных и представленных власти и обществу по результатам общественного контроля». От чего зависит эффективность общественного контроля в сфере противодействия коррупции, задался он вопросом. Во‑первых, заметил он, от уровня профессиональной подготовки и добросовестности самих представителей институтов гражданского общества. Во‑вторых, добавил К.Сурков, — от реального обеспечения доступности для граждан информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также информации о деятельности организаций, созданных с участием органов власти на всех уровнях. «То есть от того, — резюмировал парламентарий, — насколько представляемая органами власти информация является полной и достоверной». В‑третьих, продолжал он, от эффективности деятельности государственных органов, прежде всего прокуратуры, по рассмотрению обращений граждан и общественных объединений, содержащих сообщение о коррупционных правонарушениях.
Как отметил председатель подкомитета Совета Федерации, значительным шагом в улучшении информационной открытости госорганов и местного самоуправления стало принятие федерального закона, который вступил в силу с января 2010 года, об обеспечении доступа граждан к информации об их деятельности. Практика действия этого правового акта показала, заявил К.Сурков, что закон требует совершенствования: установления дополнительных гарантий полноты и достоверности представляемой по запросам граждан и организаций информации. Мощным средством по выкорчевыванию преступности, по мнению докладчика, может быть установление в федеральном законодательстве специального порядка рассмотрения обращений граждан и организаций в государственные органы, в которых сообщается о фактах коррупции.
Важной формой взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества К.Сурков назвал создание специализированных общественно-государственных совещательных, консультативных, координационных и экспертных органов противодействия коррупции. На региональном уровне, по его словам, такие органы создаются при высших должностных лицах субъектов Федерации. Он высказался за необходимость изучения и распространения положительного опыта тех регионов, где такие совещательные органы работают эффективно. Для улучшения ситуации в сфере взаимодействия институтов гражданского общества с региональными органами госвласти, на его взгляд, было бы целесообразно рекомендовать высшим должностным лицам субъектов РФ повысить представительство институтов гражданского общества в составе региональных специализированных антикоррупционных советов.
Важным резервом повышения эффективности общественного контроля в сфере противодействия коррупции, а также средством развития правовой грамотности и правосознания граждан, продолжал К.Сурков, явилось бы создание государственной общедоступной бесплатной справочной информационно-правовой системы в сети Интернет, которая бы содержала все принятые федеральные законы, а также все законопроекты, которые внесены в Государственную Думу. «Полагаю, — заявил он, — что острая общественная потребность в такой системе очевидна и ее создание не потребует значительных расходов, ведь наработки в этой сфере имеются».
Как отметил российский парламентарий, результатом общественного контроля в сфере противодействия коррупции является не только предотвращенное и выявленное коррупционное нарушение, но и решения, принимаемые судами. По его словам, эффективность новых антикоррупционных норм Уголовного кодекса в значительной степени зависит от того, насколько единообразно и обоснованно суды будут их применять. Он указал на возрастающую профессиональную ответственность судей за законность и обоснованность вносимых ими приговоров. «В этих условиях, — подчеркнул К.Сурков, — возрастает роль общественного контроля и средств массовой информации, ведь именно через них наши граждане и общество могут в целом узнать, как судами применяется новый закон, оправдываются ли на практике высказанные некоторыми критиками этого закона опасения о том, что суды теперь могут выносить необоснованно мягкие приговоры». В связи с этим, заметил он, заслуживает внимания идея создания в качестве нового механизма информирования общества специального сайта в сети Интернет, на котором органами прокуратуры или судейского сообщества оперативно размещались бы сведения о рассмотрении во всех судах России конкретных дел по коррупционным преступлениям со значительным, крупным и особо крупным размером взяток. Так, добавил докладчик, чтобы граждане могли знать, кем, когда и какое коррупционное преступление было совершено, увидеть краткое содержание государственного обвинения и предлагаемую прокурором меру наказания, а затем и назначенную судом меру наказания.
Обоснованным председатель подкомитета Совета Федерации считает необходимость рассмотреть вопрос об установлении дополнительных правовых гарантий предотвращения воспрепятствованию деятельности журналистов. Не менее важны, по его словам, вопросы обеспечения надлежащего реагирования государственных органов на сообщения СМИ о действиях, имеющих признаки преступления. «Такие меры, на мой взгляд, — подчеркнул К.Сурков, — могли бы быть разработаны и внедрены законодательно с участием представителей СМИ».
* * *
Со своей стороны, первый заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман проинформировал участников заседания о взаимодействии Генпрокуратуры с органами гражданского общества. В частности, он сообщил, что правоохранительное ведомство уже заключило соглашения о совместной работе в деле противодействия коррупции с Общественной и Торгово-промышленной палатами, Ассоциацией юристов России, с политическими партиями, саморегулируемыми организациями и другими общественными объединениями. А.Буксман остановился на вопросах антикоррупционной экспертизы и механизмов осуществления общественного контроля в сфере противодействия коррупции.
* * *
В свою очередь статс-секретарьзаместитель Министра юстиции России Дмитрий Костенников коснулся такого сравнительно нового поля взаимодействия гражданского общества и государства в сфере противодействия коррупции, как антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов таких документов. Он, в частности, отметил, что в 2010 году Министерством проведена 5971 антикоррупционная экспертиза и более 86 тысяч экспертиз региональных нормативных актов. Подчеркнув актуальность совершенствования организационных основ антикоррупционной экспертизы и повышения ее результативности, статс-секретарь обратил внимание на необходимость обобщения практики организации и проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В настоящее время, по его словам, такая работа только начинается.
* * *
Заместитель секретаря Общественной палаты РФ Михаил Островский привлек внимание участников видеоконференции к тому, что в сегодня в стране формируется целостная система гражданских институтов, которая объединяет 60 работающих региональных общественных палат, 43 общественных совета при федеральных органах исполнительной власти, общественные наблюдательные комиссии, сформированные в 75 субъектах Федерации. Для получения оперативной информации о коррупционных проявлениях и эффективности принимаемых мер, по его словам, на сайте Общественной палаты в феврале была открыта «горячая линия» «Стоп коррупция», на которую поступило более полутора тысяч обращений граждан. Наибольшее число таких заявлений поступило из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Башкортостана и Краснодарского края, добавил он.
В обществе, заявил, в частности, М.Островский, активно обсуждается необходимость принятия законов об общественном расследовании, об организации общественного контроля за соблюдением прав человека в сфере ЖКХ и другие. Но такими специальными актами, по его словам, решаются отдельные вопросы, которые не позволяют охватить весь спектр общественных отношений и создать полноценную систему общественного контроля. «Многие помнят, — продолжал он, — что в свое время такая система в стране была — народный контроль. Несмотря на идеологические издержки, она достаточно успешно работала и при этом не требовала значительных материальных затрат, поскольку опиралась именно на общественность, особенно на местах».
Как подчеркнул М.Островский, в Общественной палате считают, что сегодня, когда в стране складывается структурированная система институтов гражданского общества, настало время подумать о разработке и принятии отдельного закона об общественном контроле.
* * *
К коллегам, собравшимся в московской студии МЧС России, обратились руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Они высказали предложения по сути рассматриваемой проблемы.
* * *
Председатель Законодательного Собрания Приморского края Виктор Горчаков остановился на вопросах взаимодействия государственных и общественных институтов, которые сложились в крае.
Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор проинформировал о практике привлечения общественности к работе в различных межведомственных структурах совещательно-консультативных и рабочих группах, а также других формах антикоррупционной деятельности. Он обратил внимание на законодательную неопределенность самого понятия «независимой антикоррупционной экспертизы» и то, что сроки ее проведения не установлены. Не разработана, по его словам, и примерная методика проведения независимой антикоррупционной экспертизы, что усложняет работу общественников; не установлен и механизм отбора действующих нормативных актов для проведения общественной экспертизы. Некоторые из подобных вопросов, заметил И.Лоор, можно было бы попытаться разрешить в региональном законодательстве, но, по его словам, «было бы правильней, если бы общие подходы по организации общественного контроля в сфере противодействия коррупции установил бы федеральный законодатель».
Пути решения проблемы общественного контроля в сфере противодействия коррупции тезисно обозначил в своем выступлении председатель Московской городской Думы Владимир Платонов. Важнейшим направлением борьбы с коррупцией, по его словам, является необходимость покончить с теневой экономикой. Глава Мосгордумы привлек внимание к важности укрепления и расширения профессионального контроля за деятельностью чиновников. Чем больше контролирующих органов, отметил он, тем более эффективно осуществляется контроль. В связи с этим он подчеркнул нецелесообразность перекладывания его на общественный уровень. «Полностью рассчитывать на общественный контроль, я считаю, недопустимо», — заявил В.Платонов.
Во‑первых, продолжал член Совета законодателей России, нужно формировать прозрачность в работе власти, доступность информации для любого гражданина. В МГД, сообщил ее председатель, сейчас готовятся материалы для размещения в Интернете, в городских префектурах и районах, в каждом подразделении, куда поступают бюджетные деньги, о том, как они расходуются, кто ответственный за их расходование и что сделано на бюджетные средства. Такая система, по его словам, позволит сделать решения всех органов власти, всех их подразделений прозрачными.
И самое главное, продолжал В.Платонов, если человек с чем‑то не согласен, гражданин может апеллировать к власти. «Существует надежная система, которая позволяет рассматривать и отвечать на любое обращение гражданина либо организации в установленные законом сроки, — продолжал он. — Но сохраняется возможность получения простой отписки. Мы считаем, что необходимо создавать такую систему, при которой гражданин не только получает развернутый отказ, но мотивированно с предложениями: что нужно сделать для того, чтобы предложения гражданина были реализованы». Всего этого, по мнению В.Платонова, возможно добиться только внесением изменения в действующее законодательство.
Председатель Государственного Собрания Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев остановился на некоторых сложностях, которые возникают в ходе проведения антикоррупционной экспертизы. По его словам, методика и правила ее проведения недостаточно отработаны, отсутствует их научное обоснование. Серьезной проблемой, продолжал он, является нечеткая регламентация правового статуса эксперта, а также необходимость выработки единой формы экспертного заключения. Было бы целесообразным, заявил К.Толкачев, законодательно определить механизм согласования результатов антикоррупционных заключений по одному и тому же акту, подготовленных разными организациями-экспертами.
«Для того чтобы чиновник воспринимал власть как ответственность, а не как «малинник» с неограниченными возможностями, необходима многоступенчатая система общественного контроля над властью. Готово ли общество к этому, есть ли для этого у граждан весь инструментарий?» — задалась вопросом председатель Государственного Совета Республики Коми Марина Истиховская. Она акцентировала внимание на нескольких моментах, которые, по ее мнению, требуют внимания законодателей.
Особая роль, заявила парламентарий, должна быть отведена общественным палатам регионов. Однако, по ее словам, практически во всех регионах, где существует этот общественный институт, приняты законы, которые, как правило, являются лишь копией федерального закона, имеющего большие недостатки. Она обратила внимание на не закрепленность понятия «общественной экспертизы», что порой снижает и актуальность общественной экспертизы, ее значимость и качество.
М.Истиховская проинформировала участников заседания, что депутаты Госсовета Коми в прошлом году предоставили право Общественной палате республики на проведение антикоррупционной экспертизы.
М.Истиховская высказалась за необходимость совершенствования закона об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов власти и местного самоуправления. В частности, она подчеркнула потребность размещения в публичном доступе не только текстов собственно правовых актов, но и пояснительных записок к законопроектам. Следующим условием обеспечения прозрачности деятельности органов власти глава парламента Коми назвала проведение публичных обсуждений по социально значимым законопроектам.
О необходимости вести сегодня речь о правоприменительной практике законов, направленных на противодействие коррупции, заявил председатель Законодательного Собрания Краснодарского края Владимир Бекетов. Он призвал к повышению эффективности информационной политики в борьбе с проявлениями коррупции. «При таком конкретном подходе, когда коррупция будет иметь свое лицо и конкретное имя, — заявил В.Бекетов, — я думаю, победить ее в принципе можно».
Глава Самарской губернской Думы Виктор Сазонов остановился на некоторых механизмах общественного контроля в сфере противодействия коррупции, которые сформировались в регионе. Он внес некоторые предложения в итоговое решение Совета законодателей. По его мнению, необходимо законодательно закрепить наделение институтов общественного контроля правом проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов органов власти. Прежде всего, добавил он, это касается Общественной палаты РФ. И такая практика, заметил В.Сазонов, должна быть распространена на региональный и муниципальный уровень.
Завершил дискуссию заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству Александр Савенков. Он представил обобщенные предложения участников заседания Совета законодателей России.
Важным средством борьбы с коррупцией он назвал гласность. По его словам, было бы целесообразно определить, кто должен официально информировать население, тем самым обеспечивая конституционное право гражданина страны на получение достоверной информации. А.Савенков акцентировал внимание на необходимости скорейшего решения вопроса о присоединении России к международным конвенциям в области противодействия коррупции и целесообразности размещения в публичном доступе результатов мониторинга правоприменительной практики в области противодействия коррупции. Он подчеркнул чрезвычайную важность предоставления гражданам возможности ознакомиться с практикой Верховного суда России по коррупционным делам.
Заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству обратился к средствам массовой информации с предложением не только не допускать публикации недостоверной и непроверенной информации, но и использовать на телевидении без заключения консультантов и экспертов форму работников правоохранительных органов. Он высказался также за необходимость отказа от демонстрации всех видов аудиовизуальной продукции, которая поощряет противоправное поведение, антисоциальные поступки и криминальную субкультуру.
В свою очередь председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко указала на важность закрепления персональной ответственности за воспрепятствование общественному контролю.
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА И ВСЕХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА
Итоги обсуждения подвел на брифинге для журналистов заместитель Председателя СФ Юрий Воробьёв. Он отметил чрезвычайную актуальность рассматриваемых с региональными законодателями проблем. По его словам, состоялся заинтересованный разговор о том, как активизировать усилия институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции.
Как заметил Ю.Воробьёв, с 2008 года и на федеральном, и на региональном уровнях было принято очень много нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с этим злом. К сожалению, по его словам, практика применения этих правовых актов пока оставляет желать лучшего. Заместитель Председателя СФ подчеркнул непреложность истины: искоренить коррупцию возможно лишь «навалившись всем миром». Только совместные усилия органов государственной власти и институтов гражданского общества, добавил он, способны привести к намеченной цели. Нельзя добиться этого только законодательными усилиями, добавил вице-спикер Совета Федерации, требуется активная позиция гражданского общества, поддержанная всеми существующими его институтами, в том числе средствами массовой информации.
Публикация по теме: