Блоги сенаторов

Все записи блога Федоров Николай Васильевич Федоров
Николай Васильевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Non progredi est regredi

«Не идти вперед – значит двигаться назад», — предупреждали римляне. Мудрый совет древних, вынесенный в заголовок, вспомнился автору этих строк в связи с приближающимся юбилеем, о котором знают, увы, лишь немногие. Между тем, произошедшее 150 лет назад событие, без преувеличения, можно назвать революционным, оказавшим серьезное влияние на российскую историю не только рубежа XIX-XX веков, но и последующего времени – вплоть до наших дней.

Весной 1866 года в Санкт-Петербурге и Москве были открыты первые новые суды – плод Судебной реформы 1864 года. Подробно анализировать здесь причины и следствия, успехи и неудачи преобразований в судебной сфере нет необходимости: почтенными историками и правоведами уже написаны тома в сотни страниц. Достаточно привести цитату из указа Александра II Сенату, в котором объявлялось о желании «утвердить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние».

В словах императора подчеркивается важность преобразований судебной системы, поскольку именно этот путь ведет к демократизации, оздоровлению общественно-политической и экономической жизни. Как справедливо полагают современные исследователи, эффективная работа судов способствует совершенствованию законодательной деятельности и «настраивает» ее на реальные потребности государства и общества.

В середине 60-х годов XIX столетия были сделаны действительно исторические шаги к созданию в России одной из наиболее совершенных и прогрессивных систем судопроизводства и судоустройства. Что было дальше – известно всем: на обломках рухнувшей в результате потрясений империи была построена Страна Советов, в которой «самый гуманный в мире суд» руководствовался принципом революционной законности. Лишь спустя почти семь с половиной десятилетий после октября 1917 года была сделана, по образному выражению некоторых правоведов, наиболее удачная и многообещающая попытка перезапуска судебной реформы.

Вспоминаю, как четверть века назад, будучи министром юстиции России и официальным представителем Президента, в своем выступлении перед членами Верховного Совета РСФСР подчеркнул, что суть «Концепции судебной реформы в РСФСР» — в верховенстве закона, который применяется независимым судом. «Не административное подчинение, а подчинение закону – вот в чем смысл концепции». Под этими словами готов подписаться и сегодня.

Именно обеспечение открытости и прозрачности работы суда, независимого и справедливого, гуманизация правосудия, развитие института присяжных заседателей и другие преобразования в судебной сфере способны повысить доверие общества к власти. Не случайно Президент России Владимир Владимирович Путин в последнее время дважды – в Послании Федеральному Собранию и в выступлении на семинаре-совещании председателей судов –подчеркнул необходимость реформы, призванной повысить качество и доступность правосудия. Это сигнал для всех нас – законодателей, судейского сообщества, исполнительной власти, широкой общественности – объединиться для серьезной совместной работы. И сдвинуться с места, сделать очередные ответственные шаги.

Потому что не идти вперед – значит двигаться назад.