В целях эффективного взаимодействия органов государственной власти различного уровня Президент Российской Федерации утвердил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
Сам термин «Арктическая зона» по содержанию является одним из наиболее сложных по своим составляющим и может включать в себя практически все сферы государственной, общественной и экономической жизни.
Сегодня можно сказать, что состав Арктической зоны Российской Федерации сформулирован (Указ Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны РФ»). Однако статус Арктической зоны как объекта правового регулирования и критерии включения до сих пор не определены.
В целях эффективного взаимодействия органов государственной власти различного уровня Президент Российской Федерации утвердил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
Сам термин «Арктическая зона» по содержанию является одним из наиболее сложных по своим составляющим и может включать в себя практически все сферы государственной, общественной и экономической жизни.
Сегодня можно сказать, что состав Арктической зоны Российской Федерации сформулирован (Указ Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны РФ»). Однако статус Арктической зоны как объекта правового регулирования и критерии включения до сих пор не определены.
Важным представляется обратить внимание на сложившееся общее мнение представителей государственных структур, научных кругов и экспертов о том, что для дальнейшего освоения и развития Арктической зоны, разработки программ, предусматривающих финансирование ряда мероприятий на территории Арктики, необходимо законодательное урегулирование не только статуса зоны, но и определение целей и направлений ее развития. А для этого необходимо разработать проект федерального закона «Об особых условиях социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации».
Социально-экономическое развитие территорий входящих в Арктическую зону с ее богатой ресурсной базой носит стратегический характер и в связи с этим Правительством России в 2014 году утверждена Государственная программа по социально-экономическому развитию Арктической зоны.
Для обеспечения привлечения трудовых ресурсов в целях расширения российского присутствия в Арктике помимо комплекса мер социально-экономического характера необходимо принять ряд мер миграционного характера.
Заслуживает особого внимания вопрос о коренных малочисленных народах. В Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации включено 47 коренных малочисленных народов, часть из которых проживает в Арктической зоне.
Нельзя не отметить, что Российская Федерация на самом высоком уровне провозглашает важность особой реализации прав коренных малочисленных народов. Статья 69 Конституции Российской Федерации гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «м» статьи 72).
Исследуя вопросы местного самоуправления и государственного управления, отечественные специалисты незаслуженно оставляют без внимания районы Севера, так называемой Арктической Зоны. Между тем сегодня к Арктической зоне имеют отношение порядка 40 из 85 российских субъектов. Непосредственно в эту зону входят семь регионов: Якутия, Мурманская область, Архангельская область, Красноярский край, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Чукотка.
На сегодняшний день в состав арктической зоны входит около 52 муниципальных районов, более 20 городских округов, а также иные городские и сельские муниципальные образования.
Разнообразие муниципальных единиц демонстрирует развитость института местного самоуправления на территориях субъектов. Однако, климатические, экономические и демографические особенности заполярных территорий обусловливают необходимость выработки специализированного подхода к решению существующих проблем при осуществлении самоуправления на территориях муниципальных образований.
Спецификой коренных малочисленных народов Севера традиционно являются кочевой, полукочевой образ жизни. Большая часть представителей являются сельскими жителями (около 75% этого населения проживает в сельской местности). Нельзя не отметить, что все народности (примерно 40) объединяют формы традиционного природопользования и малая численность (17 из этих народов насчитывают менее 1500 человек), а также расселение на землях предков.
Однако в последние годы в Северных районах наблюдается прирост населения, что обуславливается, в первую очередь, естественной трудовой миграцией на предприятия нефтегазовой отрасли. Между тем численность коренных народов сокращается.
Вместе с тем обеспечение гарантий (в т. ч. социальных) для коренных малочисленных народов – это жизненно-важная необходимость: для них – Северные территории (отдаленные и труднодоступные места) являются безальтернативным местом их жизни. В связи с этим представляется важным отразить в проекте федерального закона правовой механизм обеспечения социальных гарантий.
Необходима также инициатива по разработке проекта федерального закона, в определенной мере унифицированной модели регулирования отношений, связанной с Арктической зоной. Тем более специфика развития Арктики и государственного управления этой зоной позволяет обрисовать возможную концепцию. Формой такой инициативы может быть Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Комментарии
1
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться