На заседании Комитета по международным делам 18 мая речь шла о теме, которая особенно важна сейчас – и с политической, и с исторической, и с человеческой точки зрения: о захоронениях российских и советских воинов за рубежом, а также о мемориалах, связанных с нашей историей.
На заседании Комитета по международным делам 18 мая речь шла о теме, которая особенно важна сейчас – и с политической, и с исторической, и с человеческой точки зрения: о захоронениях российских и советских воинов за рубежом, а также о мемориалах, связанных с нашей историей.
В части, касающейся зарубежных воинских захоронений, на сегодня проделана огромная работа по их учету и паспортизации. Но еще больше сделать только предстоит. Из 22 тысяч таких мест паспортизирована примерно половина. Более 4 миллионов россиян покоится за пределами своего Отечества в 53-х странах мира, из них только 1 миллион известен по именам. Долг нашей памяти нужно отдать всем без исключения — лучше рано, но никогда не поздно. «Никто не забыт и ничто не забыто» — это тот случай, когда столь высокие слова понимаются буквально.
Особенно с учетом нынешней непростой международной обстановки и тех отношений, которые в данном контексте складываются с некоторыми странами. Работа ведомств – а это в первую очередь Минобороны и МИД России — изначально строилась в расчете на, так сказать, «мирное время», на презумпцию доброжелательности наших зарубежных партнеров и всестороннюю поддержку местной общественности. Увы, приходится констатировать, что наши наиболее недобросовестные недоброжелатели превращают сегодня эту тему в объект жесткого противостояния России, причем все чаще – за гранью фола.
На днях в Киеве группа подростков кувалдами и ломами разбила мемориальную доску в честь четырежды героя Советского Союза, освободителя Украины маршала Георгия Жукова. Однако еще хуже вандализма подросткового оказался вандализм государственно-политический: хулиганов отпустили после вмешательства одного из депутатов Верховной Рады, который, как он сам написал в соцсетях, «прочитал ментам лекцию по декоммунизации». В реальности же это не «декоммунизация», а стремительная дегуманизация украинской власти и стимулируемой ее пропагандой части общества.
В прошлом году было зафиксировано 55 актов вандализма в отношении наших воинских захоронений за рубежом, что в два раза больше, чем в 2013 году. Причем подавляющее большинство инцидентов приходится на две страны – Польшу и, увы, Германию. Следует и далее быть готовыми к провокациям, потому что все эти радикалы, будучи неспособными атаковать живых, сполна отыгрываются на мертвых. Значит – должны быть действенные механизмы их преследования и наказания. В частности, прозвучала идея ввести запрет для таких людей на въезд в нашу страну.
Оптимальна ситуация, когда урегулирование всех вопросов, касающихся сохранности памятников и ухода за ними, является предметом специальных двусторонних соглашений. Сегодня таких соглашений существует всего 15, причем в восьми случаях действуют и межправительственные комиссии, призванные решать существующие вопросы на постоянной основе. Кроме того, в ряде стран при российских посольствах созданы группы работников Министерства обороны, занимающиеся именно мемориальной работой.
Много проблем остается применительно к мемориалам и отдельным памятникам, не связанным с захоронениями – в Европе (например, в Польше, на территории стран Балтии, на Украине) их существует немалое количество, однако они либо не подпадают под уже действующие двусторонние соглашения о военных захоронениях, либо являются камнем преткновения при заключении новых соглашений.
По‑прежнему актуален вопрос финансирования этой деятельности. На сегодня бюджетом выделяется около 5 миллионов долларов ежегодно, однако конкретных заявок поступает, как правило, на сумму примерно в два раза больше. Значит, какая‑то часть таких заявок останется без удовлетворения. Но ведь за каждой из них – конкретные захоронения, которые нуждаются в уходе и реставрации. Многое делается силами общественности стран, где расположены мемориалы, однако их ресурсы также невелики, особенно если речь идет не о самых богатых государствах Восточной Европы. Однако на сегодня существуют объективные ограничения в финансировании таких проектов на грантовой основе – препятствует условие об обязательном использовании выделяемых средств исключительно на территории Российской Федерации. А как быть с захоронениями за рубежом?
Существует и острая потребность в заполнении правовых лакун в этой сфере. На сегодня практически не существует релевантных универсальных международных актов, которые бы регулировали правоотношения, связанные с воинскими захоронениями воинов иностранных государств.
По итогам сегодняшнего заседания Комитета мы решили, что начатый разговор нужно воплощать в конкретные дела и решения. Во второй половине года проведем полноценные парламентские слушания на эту тему, чтобы вынести конкретные рекомендации органам законодательной и исполнительной власти. Будем благодарны за любые конкретные предложения по тому, как оптимизировать эту деятельности, чтобы обобщить все идеи в стенах Совета Федерации.
Комментарии
1
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться