Победа? Конечно. Однозначно. Но не для одной из сторон, а для «партии мира» в целом. Она взяла верх уже самой своей способностью договариваться, доказав скептикам, что это не только очень нужно, но и возможно. Было очевидно, что у конфликта нет ни военного, ни простого решения. Надо было свести вместе не просто разные, но местами взаимоисключающие позиции. Но, конечно же, сам факт прибытия в Минск лидеров стран «нормандского квартета» изначально обнадеживал: просто так главы государств не приехали бы – переговорные тупики обычно констатируют политики рангом пониже. Первые лица едут тогда, когда есть шанс. Он был и здесь, и Путин, Меркель, Олланд и Порошенко им воспользовались. Они всю эту ночь творили Историю – и это надо воспринимать именно так.
Что пока не дает твердых оснований для уверенности в окончательном успехе? Причин несколько:
1. «Партия войны» никуда не делась. В любом противостоянии есть те, «кому война, а кому – мать родна». И в данном случае по‑прежнему есть весьма и весьма влиятельные силы и люди (в том числе те, чья личная судьба зависит от продолжения военных действий), крайне заинтересованные в сохранении конфликта. Их могущество, ресурсы и даже способность на любую громкую провокацию с массовыми человеческими жертвами не должны вызывать сомнений ни у кого.
2. Не изменилась и конфигурация на самой Украине. Прежде всего, это касается многосубъектности на стороне Киева, где действует сразу несколько активных и сильных игроков, готовых в любой момент испортить игру и сорвать любые договоренности. Насколько они управляемы самим украинским президентом или будут прислушиваться к аргументам европейцев – это большой вопрос. Как большой вопрос и способность минского «подписанта» Порошенко ответить на взвинченные ранее до опасной высоты ожидания украинского общества, которому на протяжении месяцев обещали скорую победу, «парад в украинском Севастополе», «Запад нам поможет», «Донбасс сам скинет террористов» и т. п. Если киевский лидер будет выглядеть проигравшим в Минске, «всё слившим», то политическая судьба его будет незавидной. Но любая его попытка представить дома минский успех в качестве «временного решения» — с обещанием обязательного реванша в будущем – станет еще более роковой ошибкой, потому что он утратит доверие и со стороны европейских лидеров.
Свои проблемы есть и на стороне ДНР и ЛНР – они не доверяют Киеву (и у них есть на то основания) и хотят иметь абсолютно надежные гарантии того, что обстрелы, наконец, прекратятся, и к ним вернется нормальная жизнь. Прошлые, минские же, договоренности так и не заработали в полную силу и кровопролитие не остановили. Поэтому их недоверие понятно. Но понятно и то, что решение в любом случае могло быть только компромиссным, для всех сторон без исключения. Да, не будет односторонней победы ни для кого, но будет мир – и это сейчас важнее всего.
3. К сожалению, у нас уже есть весьма печальный опыт с соглашениями по Украине, годовщину которого мы будем отмечать на днях: 21 февраля 2014 года президентом Украины Виктором Януковичем и лидерами парламентской оппозиции при посредничестве представителей Евросоюза было подписано соглашение, которое было призвано остановить кризис на Украине. Итог все знают: государственный переворот и гражданская война, а гарантии ЕС отправились в ту же мусорную корзину, что и само соглашение.
И все же сегодня ситуация существенно отличается от февраля прошлого года. Тысячи убитых, сотни тысяч беженцев, разруха и горе миллионов людей, мобилизации и массовое бегство от них, месяцы непрерывной истерии на тему «агрессии», исчезновения и преследования инакомыслящих, факельные шествия и «мусорные люстрации» — очень многое вместил в себя этот тяжелейший год в новейшей истории Украины. Теперь уже ни у кого не иллюзий годичной давности: «нужно убрать Януковича и – заживем!». Чем кончаются перевороты и силовые решения, навязываемые одной частью страны другой, наглядно показало все последующее развитие событий.
Мне кажется, существенную роль сыграло и возросшее ощущение тупика у всех сторон. Многострадальный Донбасс, который обстреливали даже в ходе минских переговоров, украинские матери, протестующие против того, что их детей забирают на бессмысленную и бесперспективную бойню, тупиковая политика западных санкций против России, которая лишь уводила в сторону от реального урегулирования, растущая тревога миллионов европейцев по поводу конфликта на пороге их дома – все это просто требовало минского «прорыва». И он состоялся. Не скажу – не мог не состояться, потому что обстоятельств «против» было не меньше. Но тем выше заслуга минских переговорщиков. Был ли мир на пороге большой войны, и являлись ли эти переговоры последним шансом, о чем говорил президент Франции, мы, наверное, так и не узнаем. Но это, пожалуй, тот самый случай, когда лучше и не знать правду до конца.
Да, проблемы остаются, будущее Украины до конца не ясно, причины конфликта не устранены и вообще мир уже не будет «доукраинским». Однако сегодня, я считаю, мы должны высказать нашу общую искреннюю благодарность всем, кто внес свой вклад в сегодняшний успех.
Комментарии
1
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться