В СМИ появились сообщения о том, что на рассмотрение конгресса США внесен проект резолюции, призывающей Москву освободить украинскую летчицу Надежду Савченко. Один из авторов законопроекта, конгрессмен Сандер Левин, заявляет: «Мы продолжаем призывать российские власти немедленно освободить Надежду Савченко из‑под ареста. Мы глубоко обеспокоены сообщениями о ее плохом здоровье со времени начала голодовки 14 декабря 2014 года».
Инициатива американских законодателей «удивительным образом» совпала по времени с письмом украинского президента в адрес Путина с просьбой отпустить летчицу, о чем Порошенко сообщил польскому ТВ. Одновременно – и, видимо, тоже «случайно» – тема Савченко прозвучала и в Парламентской ассамблее Совета Европы, которая приняла резолюцию по Украине с внесенной накануне и одобренной поправкой, призывающей освободить украинку.
Разумеется, вся эта скоординированная международная активность вокруг персоны Савченко разворачивается вполне продуманно и сознательно. Даже при том, что выбранный для пропагандистской кампании персонаж кажется довольно случайным. Однако по законам жанра личность «героической жертвы», на самом деле, не принципиальна – не было бы Надежды Савченко, был бы кто‑то другой.
Утверждают, что именно Геббельсу принадлежит открытие одного из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается основополагающим в журналистской профессии, — информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публике нужны жертвы и герои. Поэтому, когда 23 февраля 1930 года в Берлине в результате огнестрельного ранения умер 23-летний штурмовик и сын священника Хорст Вессель, Геббельс решил использовать его образ, чтобы сформировать из него пример для наследования. Нацистский пропагандист № 1, выступая на похоронах штурмфюрера, даже назвал его «социалистическим Христом».
«Раскрутка» украинского «Хорста Весселя», «жертвы российской агрессии», началась уже давно, когда в конце октября прошлого года Савченко избрали депутатом Верховной рады Украины от партии «Батькивщина», а 26 января её утвердили в качестве члена украинской делегации в ПАСЕ. Сейчас эта история логически подходит к своему медийному апогею, отсюда и все письма и резолюции в поддержку «узницы российских застенков».
Разумеется, никого не смущает тот факт, что Савченко обвиняется в причастности к тяжелым преступлениям, что суд не закончен, что вся эта пропагандистская кампания является неприкрытым давлением на правосудие и нарушением тех самых демократических принципов и ценностей, ради которых, как утверждают, в свое время и восстал «евромайдан». Но мы к этому «двоемыслию» наших западных коллег уже успели привыкнуть.
Однако инициатива американцев все же удивила. Ведь у всех еще на слуху скандальные судебные процессы в США над российскими гражданами. Речь идет о бизнесмене Викторе Буте, обвиняемом в торговле оружием, и летчике Константине Ярошенко, подозреваемом в контрабанде наркотиков. И сами преступления не были доказаны (да и, собственно, вменялись им исключительно «намерения», которые лишь потенциально «могли причинить ущерб гражданам США»), и происходило все не на территории США, и экстрадированы они были в Америку с нарушением национальных и международных законов, и жалобы по поводу условий содержания обоих российских граждан подавались многократно (в случае с Ярошенко речь шла даже о применении пыток, а также о серьезных заболеваниях, требующих хирургического вмешательства) – всё это никак не повлияло на судьбу заключенных и не вызвало даже тысячной доли тех волнений, которые сейчас нагнетаются вокруг персоны Савченко. Напротив: наш МИД указывал в одном из заявлений на «развязанную в американских СМИ кампанию травли, имевшую целью повлиять на присяжных и в целом на ход судебного процесса в «нужном направлении».
Точку в истории с Надеждой Савченко должен поставить суд. Так это делается в демократических странах. Потому что должна быть установлена вина подозреваемого и причастность к преступлениям, совершенным в отношении российских граждан, представителей прессы. Попытки влиять на судебное решение и на ход расследования могут лишь ухудшить ситуацию – впрочем, не исключаю, что именно это и является главной целью кампании: ее авторов интересует не судьба конкретного человека (тогда можно было бы помочь правосудию, а не давить на него), но добавление еще одной красивой картинки к медийному образу «тоталитарной России, держащей невинных иностранных девушек (по совместительству – депутатов и членов ПАСЕ) в своих страшных застенках».
Да, это тоже вполне по законам жанра. Как говорил цитировавшийся ранее классик этого жанра, «ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой». Но выиграет ли от этого сама Савченко, как и Украина, Европа или Америка – это большой вопрос.
Комментарии
10
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
войти или зарегистрироваться