В СФ состоялся «открытый диалог» сенаторов с Министром транспорта РФ Е. Дитрихом, посвященный стратегическим задачам развития транспортной инфраструктуры до 2024 г.
Председатель
СФ Валентина Матвиенко
Матвиенко
Валентина Ивановнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
провела
встречу членов Совета Федерации с Министром транспорта РФ Евгением Дитрихом на тему «Стратегические
задачи развития транспортной инфраструктуры до 2024 года» (с учетом Комплексного плана модернизации и расширения магистральной
инфраструктуры на период до 2024 года).
Встреча была подготовлена Комитетом СФ
по экономической политике и прошла в формате «открытого диалога».
Валентина
Матвиенко отметила,
что развитие транспортной системы — стратегическое направление для страны, от него
зависит и связанность регионов, и транзитные возможности, и, в конечном счёте,
эффективная работа экономики и комфортная жизнь граждан. «Перемещение любым транспортом по стране как
грузов, так и пассажиров, должно быть удобным, быстрым и доступным. Это
один из базовых признаков любого современного цивилизованного государства».
Развитие транспортной системы — стратегическое направление для страны
При этом Председатель СФ обратила внимание, что есть серьезный социальный запрос на то, чтобы в этой сфере навели порядок.
Глава
верхней палаты подчеркнула, что помимо узких проблем, возникающих на местном
уровне, существуют и важнейшие общенациональные
задачи в сфере транспорта. Это и проект создания высокоскоростных
магистралей, и формирование предложений по использованию потенциала Северного
морского пути, и поддержка системы внутреннего авиасообщения и многое другое.
По словам Валентины Матвиенко, внимание к реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года будет очень высоким. Этот проект затронет все субъекты Федерации, и Совет Федерации заинтересован в том, чтобы регионы получили максимальную отдачу от его реализации, отметила она. «Каждый субъект Федерации должен видеть своё место в национальных программах развития, чётко понимать свои задачи, какие ресурсы ему необходимо привлечь, как выстроить управленческие механизмы и свою бюджетную политику, на какую федеральную финансовую поддержку можно опереться».
Председатель СФ считает, что здесь нужна эффективная рабочая координация между федеральным центром и регионами. «Совет Федерации готов с полной ответственностью участвовать в этой работе».
При этом спикер СФ уточнила, что рассматриваемый Комплексный план встроен в систему стратегического планирования, в его основу положены концептуальные подходы проекта Стратегии пространственного развития, как это и было определено в майском Указе Президента России.
«О масштабе предстоящей работы говорит тот факт, что в транспортную часть
Комплексного плана внесено 690 объектов. Его финансовое измерение в течение 6 лет оценивается в 6,3 триллионов рублей», — отметила Валентина
Матвиенко. При этом она сообщила, что глава Правительства подписал
поручение включить в этот документ еще один объект – строительство обводной
дороги вокруг Костромы.
«Надо понимать, что успешное развитие транспортной системы связано не только с уровнем финансирования. Во многом успех зависит от использования инноваций, от внедрения самых передовых подходов и технологий, поэтому особенно важно, что приоритет транспортной части Комплексного плана состоит в инновационном преобразовании отрасли инфраструктурного строительства», — подчеркнула глава Совета Федерации.
Валентина Матвиенко напомнила, что в этих целях планируется продолжить цифровизацию транспортной отрасли и логистических процессов. В частности, предполагается применение технологий проектного управления, геоинформационных технологий, технологий информационного проектирования и моделирования. «Отрасль должна быть открыта для восприятия новых научных достижений». К таким достижениям спикер СФ отнесла мегапроект создания пространственных транспортно-логистических коридоров «Единая Евразия». Его концепция подготовлена Российской академией наук совместно с МГУ имени М. Ломоносова. В этом месяце мегапроект обсуждался на встрече членов Совета палаты Совета Федерации с Президиумом РАН.
По словам главы СФ, проект, прежде всего, направлен на усиление связанности пространства и построение транспортной инфраструктурной «решётки», на основе которой будут
созданы новые центры притяжения труда и капитала. Основная идея проекта
в том, чтобы обеспечить мультипликативный эффект, привлечь дополнительные
инвестиции, кардинально повысить качество жизни и создать в регионах новые
рабочие места. Кроме того, он будет способствовать ускоренному внедрению
передовых технологий в экономику и социальную сферу. «Если мы не начнём реализацию таких крупных проектов в ближайшем будущем, добиться
прорывного развития будет уже крайне сложно», — сказала Валентина Матвиенко.
Система национальных проектов как новый инструмент стратегического планирования требует и особой системы управления
Председатель СФ особо подчеркнула, что система национальных проектов как новый инструмент стратегического планирования требует и особой системы управления. «Она должна предусматривать ускоренные процедуры принятия управленческих решений и постоянное участие в управлении проектом ответственного исполнителя».
По мнению Валентины Матвиенко, необходимо предусмотреть транслирование национальных целей развития и показателей национальных проектов на региональный уровень. «Субъекты Российской Федерации должны иметь чёткий нормативный документ, в котором будет регламентирован порядок контроля за ходом реализации региональной части национальных проектов».
«Важно добиться конкретных позитивных изменений, которые почувствовал бы на себе каждый гражданин страны. Граждане должны видеть, как реально меняется их жизнь, строятся ли новые дороги, повышается ли качество оказываемых им услуг», — заявила Председатель СФ.
Министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих рассказал о девяти транспортных проектах, которые входят в Комплексный план. По его словам, каждому субъекту Федерации нужно понимать, что будет делаться в рамках того или итого проекта. Евгений Дитрих подчеркнул, что Комплексный план – один из масштабных проектов за последние годы. «Необходимо обеспечить высокую эффективность от каждого вложенного рубля», — подчеркнул он.
В ходе встречи Министр ответил на многочисленные вопросы сенаторов по конкретным ситуациям и объектам в субъектах Российской Федерации.
В рамках беседы были рассмотрены перспективы развития транспортной отрасли и инфраструктуры в регионах. Обсуждались инструменты, позволяющие существенным образом улучшить уровень транспортной обеспеченности населения и экономики в субъектах РФ. В частности, затрагивались вопросы развития региональных аэропортов, маршрутов морского и речного транспорта, расширения сети высокоскоростного железнодорожного сообщения и транспортно-логистических центров.
В мероприятии приняли участие заместитель
Председателя Совета Федерации Евгений
Бушмин,
Бушмин
Евгений Викторовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Ростовской области
председатели и члены комитетов СФ, представители руководства
Министерства транспорта РФ, эксперты.