В Совете Федерации обсудили актуальные вопросы модернизации и расширения магистральной инфраструктуры с учетом стратегии пространственного развития РФ.
В Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Актуальные вопросы модернизации и расширения магистральной инфраструктуры с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации».
Мероприятие
повел председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко.
Мельниченко
Олег ВладимировичГубернатор Пензенской области
Сенатор отметил, что парламентские слушания – продолжение конструктивного обсуждения в Совете Федерации актуальных вопросов формируемой в настоящее время системы стратегического планирования. «Эти вопросы занимают важное место в работе нашего Комитета, так как формирование эффективной системы стратегического планирования — ключевое условие успешной реализации задач устойчивого социально-экономического развития регионов, муниципалитетов и всего государства в целом», — сказал он.
Парламентарий напомнил, что 29 ноября 2017 г. на заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» была заслушана информация Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака о реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года и по итогам обсуждения было принято соответствующее постановление Совета Федерации. Основные положения проекта Стратегии пространственного развития Российской Федерации обсуждались на «круглом столе» в марте, на парламентских слушаниях в июне текущего года и на нескольких заседаниях профильного Комитета палаты. Большинство подготовленных в Совете Федерации замечаний и предложений по этому проекту были учтены разработчиками.
Было предложено рассмотреть вопрос о создании национального центра пространственных исследований
В частности, на совещании 22 октября 2018 г. членами Совета Федерации и представителями Российской академии наук значительной проблемой признано отсутствие в настоящее время подготовки специалистов по экономической географии в ВУЗах, выпускающих экономистов. «Было предложено рассмотреть вопрос о создании национального центра пространственных исследований, который бы осуществлял системное научное обеспечение формирования и реализации государственной политики регионального развития, — сказал Олег Мельниченко.
Он констатировал, что 30 сентября текущего года во исполнение майского Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительством России утверждён Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В нем определены цели, показатели реализации транспортной и энергетической частей плана, перечень входящих в их состав федеральных проектов с описанием планируемых результатов их реализации, количественными характеристиками, объемами и источниками финансирования.
Сенатор проинформировал, что при подготовке к этим парламентским слушаниям были направлены запросы во все субъекты РФ с просьбой предоставить информацию по рассматриваемой теме и предложения в итоговый документ слушаний. Практически все поступившие материалы из субъектов РФ содержат предложения по включению в Комплексный план и в разрабатываемые перечни мероприятий конкретных объектов и мероприятий по модернизации и расширению инфраструктуры в регионах. Нужно, чтобы голоса регионов были услышаны, и важные для них объекты по возможности нашли максимальное отражение в этих документах, подчеркнул парламентарий.
Значительную часть предложений регионов составляют предложения по строительству или реконструкции автомобильных дорог
«Взаимодействие между Министерством экономического развития РФ и представителями субъектов Федерации по столь важным для регионов вопросам можно сделать в этой части эффективным за счёт расширения интерактивного обмена информацией, оперативного информирования о принимаемых решениях», — считает Олег Мельниченко.
Он отметил, что значительную часть предложений регионов составляют предложения по строительству или реконструкции автомобильных дорог и строительству автодорожных обходов городов, актуальны вопросы по реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов, созданию и модернизации энергетической инфраструктуры.
Тему развития аэропортов и авиатранспорта сенатор назвал приоритетной. «Учитывая протяженность территории нашей страны и то, что зачастую затруднительно добраться до многих населенных пунктов другими видами транспорта, кроме воздушных судов, необходимо уделять особое внимание надлежащей реализации федерального проекта по развитию региональных аэропортов и маршрутов».
Олег Мельниченко привел ряд положительных примеров того, как в регионах решают вопросы развития инфраструктуры. Например, в начале этого месяца крупная российская энергокомпания ввела в эксплуатацию ветряную электростанцию мощностью 900 кВт в арктическом поселке Тикси в Якутии. Реализация этого проекта повысит надежность энергоснабжения Тикси и снизит потребление в Булунском улусе Якутии дорогостоящего привозного дизельного топлива, подчеркнул сенатор.
Парламентарий указал на такую важную проблему, как отставание в уровне решения задач по модернизации и созданию объектов региональной инфраструктуры от динамики решения задач по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры федерального значения. «Существенно затрудняет решение этих проблем недостаточность средств бюджетов субъектов Федерации и значительные дисбалансы в бюджетной обеспеченности регионов».
По словам сенатора, представляется целесообразным рекомендовать выработать на федеральном уровне дополнительные меры по совершенствованию действующих и созданию новых механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, что является необходимым условием эффективного выполнения комплексных планов модернизации и расширения региональной инфраструктуры.
Такие меры были бы большим подспорьем для реализации подготавливаемых в Министерстве экономического развития РФ рекомендаций по разработке субъектами Федерации комплексных планов модернизации и расширения региональной инфраструктуры, считает Олег Мельниченко.
Сенатор также обратил внимание ещё на одну проблему, решение которой напрямую может значительно улучшить условия жизни миллионов граждан. В проектах, планах и перечнях мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры большое внимание уделяется строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального и регионального значения, но автомобильным дорогам местного значения, многие из которых были переданы на муниципальный уровень без достаточных средств на их содержание, не всегда уделяется должное внимание.
По мнению главы Комитета СФ, чтобы устранить дисбалансы в этой сфере, учитывая реальное финансовое состояние большинства муниципальных образований, необходимы специальные решения на федеральном и региональном уровнях по муниципальным дорогам (с соответствующим финансированием) для поэтапного решения этой проблемы.
Заместитель Министра экономического развития РФ Вадим Живулин рассказал о завершающем этапе работы над Стратегией пространственного развития Российской Федерации, об основных направлениях Комплексного плана, отметив, что субъекты РФ должны формировать свои региональные стратегические планы. Вопросы модернизации магистральной инфраструктуры выходят на первый план, так как ее отставание ограничивает возможности развития регионов, считает Вадим Живулин.
По итогам парламентских слушаний приняты рекомендации в адрес Федерального Собрания, Правительства РФ и субъектов Федерации.
В мероприятии приняли участие
заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Вячеслав Тимченко,
Тимченко
Вячеслав Степановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
члены Совета Федерации, первый заместитель
Министра транспорта РФ Иннокентий
Алафинов, заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока Марина Дедюшко, представители
Министерства энергетики РФ, субъектов РФ, научного и экспертного сообщества.