Сенатор провела заседание «круглого стола», посвященного обеспечению права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности организовал «круглый стол» на тему «Проблемы обращения лекарственных средств и медицинских изделий в части обеспечения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Состояние и пути разрешения».
Провела заседание член Комитета СФ Ольга Ковитиди.
Ковитиди
Ольга Федоровнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Крым
В мероприятии участвовали заместитель
председателя Комитета СФ по экономической политике Михаил Пономарев,
Пономарев
Михаил Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Тюменской области
член Комитета СФ по социальной политике Татьяна Кусайко,
Кусайко
Татьяна Алексеевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Мурманской области
заместители руководителя
Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Дмитрий Павлюков и Дмитрий
Пархоменко, представители федеральных министерств и ведомств, научных и общественных организаций.
Ольга
Ковитиди отметила, что обеспечение
государственных гарантий россиян в отношении качества и доступности
лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с принятой в 2013 г.
Стратегией лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 г. Она предусматривает поэтапное
совершенствование всех процессов, от регистрации и экспертизы качества до регулирования рынка и государственных закупок. «В рамках реализации первого
этапа Стратегии было разработано и принято 8 федеральных законов, 12
постановлений Правительства, 28 приказов Минздрава, последний из запланированных на первом этапе приказ сейчас на согласовании в Минюсте».
Вместе с тем, указала парламентарий, жалобы граждан свидетельствуют о том, что сегодня существует системная проблема низкого качества закупаемых препаратов, вызванная требованиями закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с этим законом при проведении процедуры закупок выигрывает тот поставщик медицинских изделий, у которого самая невысокая цена.
«Это касается не только медикаментов, но и закупок питания в медицинские и другие социальные учреждения — школы, детские сады», — сказала Ольга Ковитиди. По ее словам, в зону риска попадают самые незащищенные категории граждан — дети, пенсионеры, инвалиды, беременные женщины и кормящие матери. «Механизм, при котором априори побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену, не дает возможности производителям высококачественной продукции с более высокой ценой наладить работу с социальными учреждениями и иными госорганизациями», — подчеркнула сенатор.
«Учитывая, что основным критерием при определении поставщика в соответствии с вышеуказанным законом является именно стоимость лекарственных средств, на выходе мы имеем в учреждениях здравоохранения недорогие препараты в большей части зарубежного производства, которые, как правило, не соответствуют качеству оригинального препарата, и, соответственно, не оказывают должного влияния на динамику выздоровления пациента, особенно больных онкологическими заболеваниями», — сказала Ольга Ковитиди.
Большую озабоченность вызывают дистанционная продажа лекарственных препаратов через Интернет
Парламентарий затронула тему оценки качества медицинских изделий и лекарственных препаратов. «Большую озабоченность вызывают дистанционная продажа лекарственных препаратов через сеть Интернет, продажа лекарств под видом биологически активных добавок, а также через почтовые отправления».
По ее словам, необходимо разработать механизм оценки качества еще на стадии ввода в обращение — путем формирования перечня лекарственных средств, ввод в обращение которых осуществляется на основании результатов оценки соответствия органами инспекции и на основании результатов испытаний в лабораториях, аккредитованных в национальной системе аккредитации. Нужно также разработать концепцию мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения.
«Следует интенсифицировать усилия по принятию законодательных норм, ставящих барьер для небезопасной и приводящей к тяжелым последствиям для здоровья деятельности», — подчеркнула сенатор.
Дмитрий Пархоменко отметил, что существующая система по вводу в гражданский оборот лекарственных препаратов имеет свои изъяны. Закон о техническом регулировании, действующий в системе подтверждения соответствия, допускает возможность заменить испытания независимой лаборатории по всем показателям, которые представлены в нормативной документации, предъявлением сертификата системы качества производителя. «Фактически лабораторные испытания в этом случае не проводятся». Дмитрий Павлюков проинформировал о перспективах совершенствования системы ввода в оборот лекарств. «Сегодня мы ограничены в выходе на производственные площадки, особенно зарубежных производителей. Чтобы решить эту проблему, в рамках евразийского экономического законодательства мы уже внесли предложения, устанавливающие обязанность инспектирования производственной площадки перед регистрацией медицинского изделия, и они были реализованы. Сейчас аналогичные нормы мы вносим в закон об основах охраны здоровья граждан в отношении национальных процедур регистрации медицинских изделий, которые нам помогут выходить на производственные площадки не только отечественных, но и зарубежных производителей».