В Совете Федерации обсудили вопросы, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций в строительной отрасли.
Первый заместитель председателя Комитета
СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению
и делам Севера Андрей Шевченко
Шевченко
Андрей Анатольевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области
провел
«круглый стол» на тему «Саморегулирование в строительной отрасли: практика и перспективы».
Андрей Шевченко напомнил, что саморегулирование в отрасли было введено в 2009 году. По словам сенатора, эта мера была направлена на решение ряда важных задач. Речь идет о снижении административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности в строительстве, разработке и внедрении стандартов и правил осуществления строительной деятельности, обеспечении дополнительной имущественной ответственности СРО за причинение вреда имуществу, жизни и здоровью граждан за счет средств компенсационного фонда СРО, внедрении механизмов рассмотрения профессиональным строительным сообществом жалоб на деятельность строительных компаний, сокращении расходов федерального бюджета, связанных с лицензированием строительной деятельности.
«Основная идея саморегулирования — предоставление хозяйствующим субъектам права самим создавать стандарты профессиональной деятельности и выбирать наиболее эффективные механизмы контроля за их соблюдением», — отметил парламентарий.
Андрей Шевченко пояснил, что сегодня существуют СРО оценщиков, арбитражных управляющих, кадастровых инженеров и многие другие. Но ни один из этих видов не вызывает столь оживленные дискуссии, демонстрирующие разброс мнений, как СРО в строительной отрасли, подчеркнул он. «Это связано с тем, что результат работы СРО в строительной отрасли напрямую влияет на комфортность и безопасность жизни граждан».
Среди самых острых проблем саморегулирования в строительстве сенатор назвал появление так называемых «коммерческих» СРО.
Такие организации не формировали должным образом компенсационные фонды, не предъявляли четких требований к своим участникам, продавали допуски к выполнению работ. Существование подобных организаций, по сути, сводило на нет саморегулирование строительной сферы, пояснил Андрей Шевченко.
Сенатор напомнил, что в связи с наличием подобных негативных моментов в деятельности СРО Президент РФ на заседании Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности 17 мая 2016 года указал, что система СРО в строительной отрасли нуждается в реформах, при проведении которых нужно учесть все ошибки и направить потенциал профессионального сообщества на те направления, где оно действительно может принести пользу.
Андрей Шевченко подчеркнул, что 2017 год стал годом кардинальных изменений для системы саморегулирования в строительстве. Был принят федеральный закон, содержащий ряд существенных изменений в деятельности СРО: введен принцип регионализации, подразумевающий, что членами СРО могут быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована СРО. Это усилило взаимосвязь СРО и ее участников, позволило пропорционально распределить нагрузки по контролю за членами СРО. Вступил в силу блок правовых норм, направленных на контроль за размещением и выплатой средств компенсационных фондов.
По словам Андрея Шевченко, законодательное совершенствование системы саморегулирования в строительной отрасли направлено на повышение прозрачности деятельности СРО, повышение их ответственности по обязательствам своих членов, усиление контроля за деятельностью СРО.
Сенатор отметил, что в настоящее время происходит процесс очищения системы саморегулирования от недобросовестных участников. По данным Ростехнадзора, с июля 2016 года по сентябрь 2018 года Ростехнадзором из государственного реестра СРО по различным основаниям исключены сведения о 73 СРО. Сегодня система саморегулирования в строительной отрасли объединяет 436 саморегулируемых организаций, наибольшее количество из которых сосредоточено в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.
Вместе с тем Андрей Шевченко обратил внимание, что, несмотря на значительные корректировки, в системе саморегулирования остаются проблемы, требующие работы как национальных объединений, так и органов законодательной и исполнительной власти. Так, по итогам 2017 года Ростехнадзор констатировал такие допускаемые СРО нарушения, как несоблюдение требований в части формирования и размещения средств компенсационного фонда в установленном размере, несоблюдение порядка приема в члены СРО, несоблюдение требований к осуществлению контроля СРО за деятельностью своих членов, несоблюдение требований информационной открытости.
В качестве достигнутых положительных итогов введения саморегулирования в строительной отрасли Андрей Шевченко указал на налаженное эффективное взаимодействие национальных объединений СРО с органами законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне. «Это позволяет учитывать мнение профессионального строительного сообщества при принятии решений в сфере регулирования строительной отрасли, при подготовке проектов федеральных законов».
Директор Правого департамента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Олег Сперанский подчеркнул, что одной из серьезных задач в этой области является создание реестра ответственности лиц в строительстве. Это должно не только повысить качество строительства, но и поднять уровень доверия граждан к отрасли, уверен представитель Минстроя РФ.
В ходе мероприятия рассмотрена практика государственного надзора в этой сфере, механизмы контроля организаций за деятельностью своих участников.
По итогам заседания будут подготовлены рекомендации в адрес Федерального Собрания России, Правительства РФ, профильных министерств.
В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, заместитель Руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Александр Трембицкий, представители Министерства строительства и ЖКХ РФ, Ростехнадзора, саморегулируемых организаций, а также профессионального, научного и экспертного сообществ.