Действующие меры государственной поддержки инвесторов, реализующих свои проекты на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) или на территории свободного порта Владивосток (СПВ), были настроены на среднестатистический инвестиционный проект, с объемом капитальных вложений от 500 тысяч до 500 миллионов рублей и сроком выхода на проектную мощность – до трех лет.
При этом инвесторы, осуществляющие более крупные капитальные вложения (свыше 500 миллионов, свыше 1 миллиарда или свыше 100 миллиардов) могли остаться без налоговых льгот и фискальных преференций по вполне очевидной причине, – значительный срок для освоения крупных инвестиций и выхода на проектную мощность. Одно дело согласовать и построить автомойку, и совсем другое согласовать и построить крупный завод федерального масштаба. Инвесторы обоих проектов смогут получить прибыль только после строительства производственных мощностей. Вместе с тем, в одном случае, срок строительства составит шесть месяцев, а в другом шесть лет. При этом льготы по налогу на прибыль (при отсутствии прибыли) автоматически начинались после трех лет, с момента регистрации инвестора в качестве резидента ТОСЭР или СПВ. Учитывая то обстоятельство, что срок действия льгот ограничен, инвестор, осуществляющий строительство крупного завода, мог остаться без льгот по налогу на прибыль.
В части налога на прибыль, ситуация была исправлена поправками в Налоговый кодекс РФ, внесенными Федеральным законом от 27.11.2017 № 339-ФЗ. С 1 января 2018 года крупные инвесторы получают отсрочку автоматического начала льготного режима налогообложения на срок до 9 лет. Вместе с тем, нерешенным остался вопрос о применении резидентами ТОСЭР или СПВ преференции в виде пониженных тарифов страховых взносов. Срок применения преференции также ограничен. При этом данный срок автоматически начинает исчисляться уже на следующий месяц с момента регистрации инвестора в качестве резидента ТОСЭР или СПВ. Как и в случае с получением прибыли, наем специалистов для автомойки или производства продукции на заводе будет осуществлять после строительства производственных мощностей. То есть, при реализации крупных инвестиций, инвестор не сможет в полном объеме воспользоваться преференцией по страховым взносам. Такая ситуация не согласуется с правовыми нормами статьи 15 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений», гарантирующими обеспечение равных прав субъектам инвестиционной деятельности, а также правовым позициям Конституционного Суда РФ о реализации конституционного принципа равенства налогообложения (Постановление КС РФ от 22.06.2009 г. № 10-П).
Для восстановления баланса прав инвесторов – резидентов ТОСЭР или СПВ, а также с целью комплексного решения задач, поставленных при внесении изменений в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 339-ФЗ, сенатором, Валентиной Сергеевной Зганич, предложено дополнить статью 427 НК РФ новыми правовыми нормами.
К рассматриваемому в Государственной Думе во втором чтении проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 5 и 427 Налогового кодекса Российской Федерации» (Законопроект № 405568–7) сенатором предложена поправка, предусматривающая процедуру приостановления срока действия преференции по страховым взносам. В случае реализации законодательной инициативы, действующие резиденты ТОСЭР или СПВ, осуществляющие крупные капитальные вложения, смогут приостановить срок действия преференции по страховым взносам на срок от 2 до 6 лет, в зависимости от объема капитальных вложений. Процедура приостановления преференции позволит действующим резидентам ТОСЭР или СПВ, осуществляющим крупные капитальные вложения, во‑первых, воспользоваться преференцией, а во‑вторых, применить преференцию именно в тот период, когда она будет востребована в ходе реализации инвестиционного проекта.