Мероприятие провели первый заместитель Председателя СФ Н. Федоров и председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре З. Драгункина.
В Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации». В мероприятии приняли участие более ста тридцати учителей, руководителей органов государственной власти из пятидесяти одного субъекта РФ.
Со вступительным словом на слушаниях
выступил первый заместитель Председателя СФ Николай Федоров
Федоров
Николай Васильевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики
. Провела мероприятие председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида
Драгункина.
Драгункина
Зинаида Федоровнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы
«Более трети российских школьников учится в сельских школах. Поэтому для Совета Федерации, наших профильных комитетов вопросы развития образования на селе являются одними из приоритетных», – заявил Николай Федоров.
Он напомнил, что в конце января в Совете Федерации состоялись VI Рождественские парламентские встречи с участием Председателя Совета Федерации и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси «Нравственные ценности и будущее человечества». В рамках встреч Комитет по образованию провел круглый стол «Роль духовно-нравственных ценностей в формировании личности в системе образования». Особое внимание было уделено воспитательной работе в школе и в семье.
Николай Федоров отметил, что при подготовке к сегодняшним слушаниям были еще раз внимательно изучены документы Третьего Всероссийского съезда учителей сельских школ «Учитель сельской школы в векторе развития России», который проходил в сентябре 2016 года в Чебоксарах. «В итоговой резолюции подчеркивалось, что в центре общественной жизни села находится учитель. Его статус, роль и социальное самочувствие — в числе основополагающих ресурсов развития страны», — сказал сенатор.
Также он напомнил, что в настоящее время формируется план реализации объявленного Указом Президента Десятилетия детства, которое продолжает Национальную стратегию действий в интересах детей. «Одно из важных направлений – поиск и поддержка талантливых детей», — отметил Николай Федоров.
Вице-спикер СФ призвал присутствующих активно вносить предложения в план реализации Десятилетия детства.
Председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина обратила внимание на то, что сельская школа — не только центр образования, но и культурной, спортивной, патриотической жизни села, центр общения.
«Нет школы – нет села, потому что некому будет в нем жить и работать. Поэтому вопросы всесторонней поддержки и развития села неразрывны с вопросами поддержки сельской школы», — сказала парламентарий.
Она сообщила, что в настоящее время формируется план реализации стартовавшего Десятилетия детства, объявленного Указом главы государства, и призвала участников слушаний направить конкретные предложения в этот важный документ.
Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин продолжил тему, затронув вопросы финансирования труда сельских учителей, строительства и капитального ремонта школ на селе.
«Не будет сельской школы – не будет российского села. Задача в том, чтобы сельский житель, получив высшее образование в городе, хотел вернуться в сельскую местность и продолжить там работу», — отметил сенатор.
Заместитель Министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина рассказала о деятельности Министерства по вопросам поддержки и развития сельских школ, включая малокомплектные. Она затронула вопросы кадровой, технической, транспортной оснащенности сельских школ, формирования в них информационной образовательной среды, повышения престижа и роли сельского учителя, дополнительных возможностей поддержки талантливых учеников.
«В сельской школе, как и в городской, должны быть созданы современные условия для получения качественного образования. Вне зависимости от того, что школа маленькая, малочисленная, качество образования в ней должно быть соответствующим», — подчеркнула Татьяна Синюгина.
Учитель Аликовской средней общеобразовательной школы Чувашской республики Эдикт Волков проинформировал о проделанной работе по итогам III Всероссийского съезда учителей сельских школ «Учитель сельской школы в векторе развития России», состоявшегося в сентябре 2016 года в Чебоксарах.
По итогам парламентских слушаний за основу приняты рекомендации. В частности, Совету Федерации совместно с Государственной Думой предложено продолжить работу по принятию проекта федерального закона о трудовом воспитании. Правительству Российской Федерации, среди прочего, — рассмотреть возможность дополнительного финансового обеспечения поддержки малокомплектных образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, а также оказывать субъектам Российской Федерации содействие в создании сети образовательных центров выявления и поддержки талантливых и одаренных детей. Министерству образования и науки РФ рекомендовано, в том числе, продолжить реализацию проекта «Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом». Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано также поддерживать шефскую работу агропредприятий над сельскими общеобразовательными организациями.
В ходе слушаний Николай Федоров вручил благодарности Председателя Совета Федерации ряду учителей сельских школ из разных регионов страны за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие образования и воспитание подрастающего поколения. А Сергею Рязанскому, летчику-космонавту, Герою РФ, председателю Российского движения школьников была вручена Благодарность Председателя Совета Федерации за активное участие в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.
Учителям сельских школ подарили книги о Москве и памятные сувениры.
В работе также участвовали председатель
Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин
Щетинин
Михаил Павловичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Алтайского края
, его заместитель Ирина Гехт
Гехт
Ирина Альфредовнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Челябинской области
, заместитель председателя
Комитета СФ по науке, образованию и культуре Игорь Морозов,
Морозов
Игорь Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Рязанской области
члены Комитета СФ по науке, образованию и культуре Ираида
Тихонова,
Тихонова
Ираида Юрьевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Липецкой области
Валерий Марков
Марков
Валерий Петровичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Коми
и Владимир Бекетов
Бекетов
Владимир Андреевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Краснодарского края
, член Комитета СФ по обороне и безопасности Ольга Ковитиди
Ковитиди
Ольга Федоровнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Крым
, член Комитета СФ по социальной политике Елена Бибикова
Бибикова
Елена Васильевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Псковской области
, член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Кондратенко
Кондратенко
Алексей Николаевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края
, первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке Олег Смолин, заместитель
Министра связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий
Алхасов, первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова, главный редактор
«Учительской газеты» Петр Положевец,
председатель Ассоциации молодых учителей России Денис Рочев, руководители федеральных и региональных органов
власти, образовательных и общественных организаций.