Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлят до 2022 года и расширят его действие на средние предприятия. Внести соответствующие поправки в закон поручено Минэкономразвития и Генеральной прокуратуре.
В течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении ведомства должны представить в Правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019–2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.
«Продление
моратория упростит жизнь бизнесу, который, к сожалению, часто подвергается не всегда обоснованным и запланированным проверкам. Для предпринимателей, чей труд
и так требует много сил и времени, проверки — это дополнительная и немалая
нагрузка. На практике это нередко связано с недобросовестной конкуренцией, проверки
порой носят заказной характер. Все это недопустимо, о чем с 2016 года говорит
глава государства, по поручению которого проводится комплексная реформа
контрольно-надзорной деятельности», — прокомментировал
член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Ростислав Гольдштейн.
Гольдштейн
Ростислав ЭрнстовичВременно исполняющий обязанности Главы Республики Коми
Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами. Такой режим «надзорных каникул» для малого бизнеса по данным экспертов доказал свою эффективность. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое. По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса, сократилось в среднем на 40%.
«По информации структур, защищающих интересы предпринимателей, надзорные органы сконцентрировали свое внимание на среднем бизнесе, когда был введен мораторий для малого. Очевидно, что и эту категорию предпринимателей надо оградить от избыточных проверок путем распространения моратория и на него, конечно, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью», — отмечает сенатор Ростислав Гольдштейн.
В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке открытого правительства проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности. Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии.
Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).