Все новости

C. Митин: Нужно сохранить баланс интересов инвестиционных компаний и правообладателей земельных участков

Прошло нулевое чтение законопроекта о внесении изменений в законодательство в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных объектов.


Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин Митин
Сергей Герасимович
представитель от исполнительного органа государственной власти Новгородской области
Митин Сергей Герасимович
принял участие в нулевом чтении проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов», внесенный Правительством Российской Федерации,

Комментируя законопроект, сенатор назвал главную задачу, стоящую перед авторами, — сохранить баланс интересов инвестиционных компаний, пришедших в субъект для развития территории и права правообладателей земельных участков.

Сергей Митин подчеркнул, что рассматриваемый законопроект сложный, но своевременный. Документ разработан в целях обеспечения упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта или эксплуатации линейных объектов и предлагает внесение изменений в девяти федеральных законов.

По словам парламентария, на сегодняшний день предоставление земельных участков для размещения линейных объектов представляет собой достаточно сложную и длительную процедуру. На практике оно, как правило, сопряжено с изъятием земельного участка у собственника. При этом противоречия в действующих нормативных актах порождают различные нарушения при проведении такой процедуры.

Сенатор напомнил, что до 1 марта 2015 г. сроки оформления доступа к земельному участку и оформления прав на земельный участок и построенный линейный объект составляли до двух лет. Из них сами строительные работы занимали один-два месяца. Таким образом, оформление прав в целом на линейный объект длилось около 16 месяцев. В случае необходимости изъятия земельного участка срок оформления прав мог затянуться еще на 5 лет.

«Значительная часть линейных объектов строится с нарушением установленного порядка: либо порядка оформления прав на линейный объект, либо порядка технологического подключения. В действующем законодательстве установлен ряд требований (наличие проекта планировки; получение разрешения на строительство (требуется не во всех субъектах РФ), прохождение государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав), которые представляют собой существенные препятствия к оформлению прав на земельные участки и создаваемые линейные объекты».

Учитывая эти сложности, Правительство РФ разработало и внесло в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов», предусматривающий возможность размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута, то есть законопроект предлагает ввести в ЗК РФ новую главу «Публичные сервитуты», которая будет регулировать вопросы установления, порядка использования и прекращения публичных сервитутов в целях размещения линейных объектов. Сенатор обратил внимание, что законопроект изменяет содержание публичного сервитута.

Сергей Митин уточнил, что в законопроекте есть положения, целью которых является обеспечение соблюдения баланса частных и публичных интересов при установлении публичного сервитута. Так, правообладатель земельного участка сохраняет все средства защиты своего права на землю: требование платы за установление сервитута, возможность судебного оспаривания и др. «Сервитут не может быть установлен в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства и огородничества, за исключением случаев необходимости установления сервитута для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на таких земельных участках», — пояснил законодатель.

Однако, сенатор констатировал, что при обсуждении выяснилось, что права правообладателей земельных участков, обременяемых публичным сервитутом, защищены слабо. Законопроект не закрепляет обязанность органа, принявшего решение об установлении публичного сервитута, направлять копию такого решения непосредственно правообладателям этих земельных участков. И в ходе заседания были высказаны противоречивые мнения по поводу указанного документа.

Вместе с тем Сергей Митин подчеркнул, что проект федерального закона поддержан Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и комитетами-соисполнителями, но указал на предстоящую серьезную работу над документом.