Следующим шагом в этом направлении должен стать разрабатываемый федеральный закон, который предусматривает внедрение стандарта качества пассажирских перевозок в пригородном сообщении, сказал сенатор.
Новый социальный стандарт транспортного
обслуживания населения может стать инструментом совершенствования комплексного
транспортного планирования в субъектах РФ, считает член Комитета Совета
Федерации по бюджету и финансовым рынкам Эдуард
Россель.
Россель
Эдуард Эргартовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Свердловской области
Парламентарий прокомментировал
обсуждение в рамках «круглого стола» в Комитете СФ по экономической политике
вопросов реновации железнодорожного подвижного состава для пригородных перевозок
пассажиров и наделения пригородных компаний имуществом.
Комплексное транспортное планирование в современных условиях — основа устойчивого развития любого региона, подчеркнул сенатор. Необходимым условием эффективного планирования является комплексный подход, включающий в себя стратегическое планирование и учёт новых стандартов транспортного обслуживания населения, сказал он.
Эдуард Россель отметил, что важным шагом в развитии пригородных пассажирских перевозок стало принятие социального стандарта транспортного обслуживания населения, утвержденного распоряжением Минтранса России в январе 2017 г.
«Следующим шагом в этом направлении должен стать федеральный закон, разрабатываемый в соответствии с поручением Президента РФ. Он предусматривает внедрение стандарта качества пассажирских перевозок в пригородном сообщения, устанавливает новый уровень комфортности, скорости и безопасности подвижных составов», — сказал парламентарий.
Эдуард Россель обратил внимание на ситуацию в сфере планирования пассажирских перевозок в регионах. Комплексные планы транспортного обслуживания населения (КПТО) в 2015–2016 гг. были разработаны большинством субъектов РФ. При этом только несколько регионов, таких как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область озаботились разработкой совместных планов КПТО, отметил законодатель.
«Рост мобильности современного населения, сокращение времени в пути за счет внедрения современного скоростного железнодорожного подвижного состава заставляет нас учитывать в комплексном транспортном планировании новые региональные маршруты, в том числе, соединяющие разные субъекты РФ», — сказал он.
По словам Эдуарда Росселя, одним из таких перспективных межрегиональных
направлений является маршрут Екатеринбург – Челябинск (261 км). Годовой пассажиропоток между крупнейшими городами
Уральского федерального округа насчитывает 5,7 млн человек. Есть высокий потенциал для скоростного
сообщения по маршруту Екатеринбург –
Пермь (386 км). Пассажиропоток на маршруте составляет 7 млн человек в год. Еще одним интересным направлением является Екатеринбург – Тюмень (326 км).
В настоящее время пассажиропоток между этими городами довольно велик – 2,3 млн человек в год. «При этом Тюмень – это один из самых быстрорастущих и развивающихся городов России (с 2000 г. население города увеличилось почти в 1,5 раза с 500 до 750 тыс. жителей) с большим количеством молодежи (самая подвижная часть населения) и довольно неплохими зарплатами. Однако в данный момент в городе отсутствуют многие виды торгово-развлекательных услуг, которые жители города предпочитают получать в Екатеринбурге. При наличии удобного и быстрого сообщения между городами число подобных поездок должно увеличиться».
«Все перечисленные маршруты являются межрегиональными, а значит не входят в разработанные Свердловской, Челябинской областью или Пермским Краем комплексные планы транспортного обслуживания населения. Считаю необходимым расширить территориальные границы применения КПТО», — сказал Эдуард Россель.
Парламентарий отметил, что одним из самых болезненных вопросов в пригородном пассажирском сообщении является субсидирование перевозок. Выходом в этой ситуации должна стать разработка субъектами РФ совместно с компаниями-перевозчиками долгосрочной (до 2030 г.) программы по обновлению парка железнодорожного подвижного состава с применением механизма лизинга для организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, считает он. Необходимым условием участия в данной программе должно стать заключение между организатором перевозки (субъектом РФ) и компанией-перевозчиком долгосрочного договора до 2030 г. на транспортное обслуживание населения, который может предусматривать обязательства организатора перевозки по возмещению выпадающих доходов перевозчика в полном объеме, заключил Эдуард Россель.