Глава ФСФМ рассказал об исполнении законодательства в сфере противодействия незаконным финансовым операциям.
Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин выступил на заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» с докладом об исполнении законодательства РФ в сфере противодействия незаконным финансовым операциям.
Глава ведомства поблагодарил сенаторов за вклад в создание российской «антиотмывочной системы». «Благодаря поддержке
верхней палаты за последние три года принято 17 федеральных законов по данному направлению,
существенно повысивших эффективность этой деятельности и ее соответствие
международным стандартам».
Юрий Чиханчин напомнил, что в 2018 году состоится очередная проверка России Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). «В 2018 году России предстоит новая оценка ее национальной «антиотмывочной системы» международным сообществом. Если до недавнего времени взгляд на Россию носил технический характер – приняты ли соответствующие законы, выстроены ли взаимоотношения между участниками «антиотмывочной системы», то теперь мы должны продемонстрировать ФАТФ финансовые меры борьбы с отмыванием денег и эффективность этого механизма на государственном уровне — от финансовых организаций, которые предоставляют сведения о подозрительных операциях, до судебных органов, выносящих приговоры о конфискации преступно нажитых доходов», — отметил он.
Юрий Чиханчин сообщил, что в 2016 году в обслуживании было отказано около 350 тыс. клиентов, что позволило предотвратить уход в тень около 300 млрд руб., имеющих сомнительное происхождение. «Большая часть этих «отказников» — юридических и физических лиц – в дальнейшем в банки не обращались, что позволяет сделать вывод о том, что это были так называемые фирмы-однодневки».
С 1 января 2017 года Банк России запустил механизм доведения списка таких лиц до финансовых организаций. Эта мера призвана значительно сократить количество подозрительных операций, подчеркнул глава Росфинмониторинга.
Важно поднять уровень законопослушности финансового сектора, сказал Юрий Чиханчин. Он проинформировал о проектах, запущенных ведомством в 2016 году. «Это, в частности, «личный кабинет», с помощью которого кредитная или некредитная организация сможет пока в добровольном порядке посмотреть на себя глазами надзорного органа».
В результате совместной работы с Центральным банком, ФСБ, МВД, Следственным комитетом ликвидировано 12 так называемых «теневых площадок». Общая сумма денежных средств, выявленных в схемах по обслуживанию сомнительных потоков, составила более 63 млрд руб. «В работе только по одной из таких площадок, объединяющей 9 банков, было организовано взаимодействие с правоохранительными органами и финансовыми разведками четырех стран. Это позволило выявить ряд зарубежных активов. Следственный комитет через решение суда уже наложил арест на часть из них – яхты, гостиничные комплексы».
Юрий Чиханчин рассказал, что сфера гособоронзаказа стала полигоном для отлаживания принципиально новой системы государственного контроля за расходованием бюджетных средств. «В 2016 году мы наработали практику предупреждения хищений за счет своевременного информирования ведомств и уполномоченных банков для принятия превентивных мер. В результате удалось сохранить средства и предотвратить хищения на общую сумму 5 млрд руб., сумма возмещенного ущерба составила около 400 млн руб.».
Около 40 тыс. расследований проведено в 2016 году на основе сообщений о сомнительных финансовых операциях. Более 800 уголовных дел с участием материалов Росфинмониторинга передано в суд, вынесено более 500 обвинительных приговоров, что почти в 2,5 раза больше, чем в предыдуший период.
В результате совместной работы ведомства с правоохранительными и надзорными органами сохранено около 130 млрд руб., из них бюджетных – 96 млрд руб. Возвращено 47 млрд руб, в том числе в виде конфискованного имущества и возмещенного ущерба – около 17 млрд. руб., сообщил глава Росфинмониторинга.
По окончании выступления Юрий Чиханчин ответил на вопросы сенаторов о перспективах борьбы с новыми криминальными схемами, использованием современных технологий для отмывания преступных доходов, объемах сомнительных финансовых операций.
По итогам обсуждения принят за основу проект рекомендаций Совета Федерации, который будет доработан с учетом предложений сенаторов.