В. Матвиенко: Совет законодателей должен стать основной площадкой для рассмотрения хода реализации Послания Президента РФ
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко
Матвиенко
Валентина Ивановнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
и Председатель
Государственной Думы Вячеслав Володин
провели заседание Президиума Совета законодателей Российской Федерации при
Федеральном Собрании Российской Федерации.
Открывая заседание Валентина Матвиенко напомнила, что Президент России в Послании Федеральному Собранию поставил серьезные задачи в области экономики, социальной сферы, внутренней и внешней политики. «Совет законодателей должен стать основной площадкой для рассмотрения хода реализации Послания законодательными органами власти», – сказала Валентина Матвиенко.
Она также отметила, что совместную работу палат Федерального Собрания в будущем году во многом будет определять проведение 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге.
Касаясь повестки дня заседания Президиума Совета законодателей, Председатель СФ указала на то, что несовершенства закона о государственных закупках уже проявились достаточно очевидно. «Стандартной стала ситуация, когда победителем в аукционе становится предлагающий меньшую цену. Но дешево вовсе не означает хорошо. И зачастую в результате не только «скупой платит дважды», но страдают и даже гибнут люди».
В качестве примера глава верхней палаты парламента привела трагедию на Сямозере в Карелии. «Это ужасное для всех нас напоминание, что принцип экономии абсолютно неприемлем, когда речь идет о здоровье и безопасности детей», — подчеркнула Валентина Матвиенко.
«Следует поставить вопрос об ужесточении персональной ответственности лиц, участвующих в государственных закупках», — сказала Председатель СФ. В этой связи глава верхней палаты парламента напомнила, что составы преступлений за нарушения в этой сфере до сих пор отсутствуют в Уголовном кодексе. «Этот законодательный пробел необходимо ликвидировать».
«Не менее острым и застарелым является вопрос, связанный с законодательным регулированием обращения с отходами производства и потребления. Совет Федерации неоднократно поднимал проблему реализации закона об отходах. Такая же вопиющая ситуация сложилась и с реализацией экологического закона о внедрении лучших доступных технологий», — подчеркнула Валентина Матвиенко.
Председатель СФ затронула также вопрос мониторинга реализации закона, который обязывает работников, замещающих государственные и муниципальные должности, сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов.
«Вопрос важный, это один из приоритетов Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы. Почти все субъекты Федерации включились в процесс работы над корректировкой своих нормативных актов, приняли положения, регулирующие порядок сообщения депутатами о возникновении личной заинтересованности. Уже есть первые данные о таких уведомлениях. Тем не менее, наметились и проблемы».
Валентина Матвиенко отметила, что значительная часть претензий к закону связана с тем, что он не учитывает специфику парламентской работы. В частности, это касается определений таких понятий как «конфликт интересов» и «личная заинтересованность» применительно к осуществлению депутатских полномочий.
«Предпринимая шаги по борьбе с коррупцией, мы всегда обязаны помнить, что они должны реально способствовать выявлению и устранению коррупционных правонарушений. Здесь не должно быть мер, которые можно двояко трактовать», — сказала Валентина Матвиенко. По ее мнению, затевая любые новшества в этой сфере, надо концентрировать внимание на действительно коррупционно опасных направлениях.
Сопредседатель Президиума Совета законодателей, Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил наличие ряда задач, которые имеют отношение как к федеральному уровню власти, так и к региональному (законодательному).
«Это вопросы повышения эффективности представительских функций, повышения качества законотворческой работы и эффективности контрольных функций законодательной ветви власти».
«В рамках работы Государственной Думы мы планируем делать эти вопросы не просто приоритетными, а основополагающими», — подчеркнул Вячеслав Володин.
В этой связи он отметил необходимость плотного взаимодействия с региональными законодательными собраниями.
Председатель
Комитета СФ по экономической политике Юрий
Неелов
Неёлов
Юрий Васильевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа
выступил по вопросу о законодательных мерах по недопущению
злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд. Сенатор отметил, что в регионах ведется
серьезная работа по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения
прозрачности при закупках по контрактной системе, эта работа координируется с федеральными органами власти «Сегодня наша задача заключается в том, чтобы
успевать за развитием общественных отношений, используя потенциал субъектов
Федерации, опираясь на их знания и умения».
Председатель Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев добавил, что региональные парламенты активно вносят законодательные предложения, касающиеся обеспечения противодействию злоупотреблений при государственных и муниципальных закупках. «Преобразования в этой сфере продолжаются, важно сделать контрактную систему максимально прозрачной и понятной для заказчиков и потенциальных исполнителей, обеспечить ее публичность, исключив коррупционные возможности на всех этапах».
Председатель Законодательного Собрания Ленинградской области Сергей Бебенин затронул вопросы, связанные с процедурой подачи жалоб на исполнителей госсзакупок. В частности, он указал на необходимость более четко регламентировать сроки рассмотрения жалоб, а также ответственность заказчиков за необоснованные жалобы.
Аудитор Счетной Палаты Российской Федерации Сергей Рохмистров считает, что решение о переходе на контрактную систему было единственно верным. «Система сработала эффективно, налицо прогресс, снижается доля единого закупщика, одновременно растет доля участия в торгах представителей малого и среднего бизнеса». Вместе с тем, по словам представителя СП РФ, остается ряд нерешенных проблем, в частности, требуется повышение уровня профессионализма контрактных управляющих.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский обратил внимание на важность устранения бюрократических барьеров при проведении госзакупок, а также работу по дальнейшему обеспечению конкурентности и прозрачности торгов.
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников высказался за усиление превентивных мер в субъектах Федерации, направленных на противодействие коррупции. В числе таких мер он выделил, в частности, повсеместное внедрение электронных торгов, стандартизацию закупок и т. д.
Валентина Матвиенко, подводя итоги дискуссии подчеркнула, что внедрение контрактной системы себя оправдало, сегодня требуют совершенствования отдельные ее элементы.
В ходе
обсуждения вопроса о практике применения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления выступил председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин
Щетинин
Михаил Павловичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Алтайского края
. Сенатор отметил, что на сегодня одной из ключевых
проблем в области переработки отходов является необходимость привлечения
инвестиций. Законодатель подчеркнул, что парламентарии уделяют большое внимание
мониторингу правоприменительной практики законодательства в этой сфере.
Председатель Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева
Тимофеева
Ольга Леонидовнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти города Севастополя
затронула проблему необходимости корректировки подзаконных актов Правительства
РФ в рамках реализации Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства
и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации». Также, по словам депутата,
требуются дополнительные подзаконные акты, в частности, для внедрения
коммунальной услуги по переработке коммунальных бытовых отходов. В настоящее
время ее введение перенесено на два года, добавила Ольга Тимофеева.
Участники заседания обсудили итоги проведения мониторинга правоприменительной практики Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов». С информацией выступил председатель Комиссии Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействию безопасности и противодействию коррупции, председатель Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев.
Заместитель
председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила
Бокова
Бокова
Людмила Николаевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Саратовской области
и председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Павел
Крашенинников проинформировали о работе по подготовке Отчета о состоянии
российского законодательства в 2016 году.
Первый заместитель Председателя СФ Николай Федоров сообщил о переименовании Комиссии Совета законодателей по науке и инновационной деятельности в Комиссию СЗ по образованию и науке.