Мероприятие прошло в Московском государственном университете путей сообщения Императора Николая II (МИИТ).
Заместитель председателя Комитета
Совета Федерации по экономической политике Сергей
Шатиров
Шатиров
Сергей Владимировичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кемеровской области
провел заседание «круглого стола» на тему «Совершенствование
законодательства в сфере грузовых перевозок с учетом работы, проводимой
Евразийской экономической комиссией по реализации Договора о Евразийском
экономическом союзе».
В мероприятии, которое прошло в МИИТе, приняли участие сенаторы, представители федеральных и региональных органов государственной власти, Евразийской экономической комиссии по энергетике и инфраструктуре, транспортных, логистических компаний, профессиональных объединений, общественных организаций, научного и экспертного сообщества.
Как отмечается в рекомендациях по итогам заседания, географическое положение государств-членов ЕАЭС на пространстве между Азиатско-Тихоокеанским регионом и странами Западной Европы открывает благоприятные возможности для развития их транзитного потенциала. Это придает взаимодействию в рамках ЕАЭС в транспортной сфере особое значение.
В настоящее время на территории ЕАЭС эксплуатируется 1,6 миллиона километров автомобильных дорог, 108 тысячи километров железных дорог, 107,5 тысячи километров внутренних водных путей, 793,5 тысячи километров воздушных трасс. В целом по ЕАЭС доля транспорта в валовой добавленной стоимости составляет около восьми процентов, а в общем объеме инвестиций в основной капитал — более одной пятой.
При этом доля транспортных расходов в конечной цене товара в ряде случаев достигает двадцати пяти процентов, в то время как в Европейском союзе этот показатель равен девяти – одиннадцати процентам с тенденцией сокращения к 2020 г. до шести – семи процентов.
Поэтому одной из основных задач ЕАЭС является снижение этих расходов, что позволит повысить конкурентоспособность предприятий, отраслей и экономик государств-членов ЕАЭС в целом, отмечается в рекомендациях.
Не менее важной задачей для достижения конкурентоспособности экономики ЕАЭС является формирование единого рынка транспортных услуг. Его создание предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Документ предусматривает проведение скоординированной транспортной политики, направленной на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности.
Для полноценного развития транспортной интеграции в рамках ЕАЭС необходимо в постоянном режиме осуществлять анализ и последующую гармонизацию законодательств государств-членов в области транспорта, отмечается в рекомендациях.
В целях обеспечения дальнейшей реализации положений Договора в сфере грузовых железнодорожных и автомобильных перевозок, а также их технического регулирования Евразийской экономической комиссии предлагается рассмотреть возможность проведения анализа состояния законодательства в сфере транспортной безопасности и безопасности эксплуатации транспорта. Комиссии предложено рассмотреть возможность включения в перечень приоритетных направлений деятельности вопросы обеспечения противодействия незаконному перемещению скоропортящейся сельскохозяйственной и переработанной продукции на всем пространстве ЕАЭС.
Правительству РФ в целях гармонизации национального законодательства предложено организовать разработку программ гармонизации транспортного законодательства, включая законодательства о техническом регулировании, о регулировании деятельности субъектов естественных монополий, достаточной для формирования общего рынка транспортных услуг ЕАЭС и реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной транспортной политики.
При гармонизации законодательства РФ рекомендовано рассмотреть целесообразность реализации норм и стандартов, зафиксированных международными соглашениями и конвенциями ООН в области транспорта.
Для повышения качества транспортировки сельскохозяйственной и переработанной продукции следует рассмотреть целесообразность создания общенациональной системы идентификации производителей сельскохозяйственной и переработанной продукции, контроля перехода ответственности за эту продукцию в реальном времени и безопасной ее транспортировки, отмечается в документе.