Все новости

Г. Карелова: Государственно-частное партнерство нуждается в новых стимулах

В условиях сложной экономической ситуации поддержка привлечения инвестиций в развитие социальной инфраструктуры — один из приоритетов государственной политики.


Жизнь опережает действие многих положений закона о государственно-частном партнерстве. Необходимо усовершенствовать нормативную базу для повышения эффективности его механизмов и стимулирования инвесторов, заявила председатель Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ, заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова Карелова
Галина Николаевна
представитель от исполнительного органа государственной власти Воронежской области
Карелова Галина Николаевна
.

Какими могут быть эти изменения обсудили участники заседания Совета на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития социальной сферы в субъектах Российской Федерации».

Открывая дискуссию, председатель Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ, Галина Карелова отметила важность правоприменительной практики Закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП) для дальнейшего совершенствования его положений.

«Принимая закон, мы делали особую ставку на его действие в социальной сфере, инфраструктура которой, а также спектр услуг нуждаются в более интенсивном развитии. В условиях сложной экономической ситуации поддержка привлечения инвестиций в развитие социальной инфраструктуры является одним из приоритетов государственной политики».

Сенатор сообщила, что сегодня на различных стадиях реализации находятся 214 «социальных» проектов на принципах государственно- частного партнерства. Это примерно, шестая часть от общего количества ГЧП-проектов. К регионам-лидерам по реализации проектов ГЧП в социальной сфере можно отнести Самарскую, Астраханскую, Новосибирскую, Нижегородскую, Калужскую, Московскую, Ульяновскую области, Республику Саха (Якутия), Хабаровский край, города Москву и Санкт-Петербург.

Галина Карелова также проинформировала, что большинство проектов государственно-частного партнерства реализуются в сфере здравоохранения (35,7 процента) и образования (27,7 процента). Однако в туризме, культуре, физической культуре и спорте, в социальном обслуживании ГЧП-проектов немного, хотя, по мнению экспертов, эти сегменты социальной сферы перспективны для привлечения частных инвестиций на условиях ГЧП.

Вице-спикер СФ отметила основные моменты, сдерживающие частных инвесторов, — неоднородность спроса, сложность прогнозирования потребительского потока и оценки социального эффекта. По ее мнению, инвесторы в большинстве случаев не готовы входить в проекты социальной сферы без существенных гарантий со стороны государства, поскольку считают, что инвестиции в проекты социальной сферы более рискованны и менее маржинальны, чем, например, в проекты транспортной инфраструктуры. Парламентарий предложила обсудить, что надо сделать для того, государственно-частное партнерство работало эффективнее.

Заседание Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития социальной сферы в субъектах Российской Федерации»
Г. Карелова
И. Тихонова и Е. Лахова
И. Коваль
Заседание Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития социальной сферы в субъектах Российской Федерации»
Заседание Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития социальной сферы в субъектах Российской Федерации»
П. Селезнев
Т. Гигель
Заседание Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития социальной сферы в субъектах Российской Федерации»

Заседание Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития социальной сферы в субъектах Российской Федерации»

1 из 9

Г. Карелова

2 из 9

И. Тихонова и Е. Лахова

3 из 9

И. Коваль

4 из 9

Заседание Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития социальной сферы в субъектах Российской Федерации»

5 из 9

Заседание Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития социальной сферы в субъектах Российской Федерации»

6 из 9

П. Селезнев

7 из 9

Т. Гигель

8 из 9

Заседание Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития социальной сферы в субъектах Российской Федерации»

9 из 9

По итогам заседания Совет принял рекомендации внести изменения в законы «О концессионных соглашениях», «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие нормативные акты. В частности, предложено установить возможность компенсации затрат на подготовку проекта его инициатору (в рамках процедуры частной инициативы) в случае, если он не признан победителем конкурса Минэкономразвития России. Кроме того, предложено установить возможности для субъекта Российской Федерации выступать стороной в концессионных соглашениях и соглашениях о муниципально-частном партнерстве, заключаемых муниципальными образованиями;

Рекомендовано также органам государственной власти субъектов Российской Федерации проанализировать возможные направления реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере, определить потребности в инфраструктурных инвестициях, сформировать перечень объектов, которые могли бы участвовать в государственно-частном партнерстве; обеспечить подготовку (обновление на системной основе) и публикацию в открытых источниках перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, в том числе в рамках механизма частной инициативы.

В обсуждении приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, директор Департамента инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства Министерства экономического развития РФ Игорь Коваль, председатель Правления Ассоциации участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП» Павел Селезнев, директор Центра государственно-частного партнерства государственного автономного учреждения «Агентство регионального развития Калужской области Анна Лукина, заместитель Губернатора Томской области по социальным вопросам Чингис Акатаев, а также представители федеральных и региональных министерств и ведомств, научного, бизнес- и банковского сообщества, НКО.