В условиях сложной экономической ситуации поддержка привлечения инвестиций в развитие социальной инфраструктуры — один из приоритетов государственной политики.
Жизнь опережает действие многих
положений закона о государственно-частном партнерстве. Необходимо усовершенствовать
нормативную базу для повышения эффективности его механизмов и стимулирования инвесторов, заявила председатель Совета по развитию
социальных инноваций субъектов РФ, заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова
Карелова
Галина Николаевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Воронежской области
.
Какими могут быть эти изменения обсудили участники заседания Совета на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития социальной сферы в субъектах Российской Федерации».
Открывая дискуссию, председатель Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ, Галина Карелова отметила важность правоприменительной практики Закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП) для дальнейшего совершенствования его положений.
«Принимая закон, мы делали особую ставку на его действие в социальной сфере, инфраструктура которой, а также спектр услуг нуждаются в более интенсивном развитии. В условиях сложной экономической ситуации поддержка привлечения инвестиций в развитие социальной инфраструктуры является одним из приоритетов государственной политики».
Сенатор сообщила, что сегодня на различных стадиях реализации находятся 214 «социальных» проектов на принципах государственно- частного партнерства. Это примерно, шестая часть от общего количества ГЧП-проектов. К регионам-лидерам по реализации проектов ГЧП в социальной сфере можно отнести Самарскую, Астраханскую, Новосибирскую, Нижегородскую, Калужскую, Московскую, Ульяновскую области, Республику Саха (Якутия), Хабаровский край, города Москву и Санкт-Петербург.
Галина Карелова также проинформировала, что большинство проектов государственно-частного партнерства реализуются в сфере здравоохранения (35,7 процента) и образования (27,7 процента). Однако в туризме, культуре, физической культуре и спорте, в социальном обслуживании ГЧП-проектов немного, хотя, по мнению экспертов, эти сегменты социальной сферы перспективны для привлечения частных инвестиций на условиях ГЧП.
Вице-спикер СФ отметила основные моменты, сдерживающие частных инвесторов, — неоднородность спроса, сложность
прогнозирования потребительского потока и оценки социального эффекта. По ее
мнению, инвесторы в большинстве случаев
не готовы входить в проекты социальной сферы без существенных гарантий со стороны государства, поскольку считают,
что инвестиции в проекты социальной сферы более рискованны и менее маржинальны,
чем, например, в проекты транспортной инфраструктуры. Парламентарий предложила обсудить, что надо
сделать для того, государственно-частное партнерство работало эффективнее.
По итогам заседания Совет принял рекомендации внести изменения в законы «О концессионных соглашениях», «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие нормативные акты. В частности, предложено установить возможность компенсации затрат на подготовку проекта его инициатору (в рамках процедуры частной инициативы) в случае, если он не признан победителем конкурса Минэкономразвития России. Кроме того, предложено установить возможности для субъекта Российской Федерации выступать стороной в концессионных соглашениях и соглашениях о муниципально-частном партнерстве, заключаемых муниципальными образованиями;
Рекомендовано также органам государственной власти субъектов Российской Федерации проанализировать возможные направления реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере, определить потребности в инфраструктурных инвестициях, сформировать перечень объектов, которые могли бы участвовать в государственно-частном партнерстве; обеспечить подготовку (обновление на системной основе) и публикацию в открытых источниках перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, в том числе в рамках механизма частной инициативы.
В обсуждении приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, директор Департамента инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства Министерства экономического развития РФ Игорь Коваль, председатель Правления Ассоциации участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП» Павел Селезнев, директор Центра государственно-частного партнерства государственного автономного учреждения «Агентство регионального развития Калужской области Анна Лукина, заместитель Губернатора Томской области по социальным вопросам Чингис Акатаев, а также представители федеральных и региональных министерств и ведомств, научного, бизнес- и банковского сообщества, НКО.