Надо проработать дополнительные механизмы, которые позволят регионам привлекать средства на развитие, считает Валентина Матвиенко.
В Совете Федерации состоялось
заседание Межрегионального банковского совета на тему «Долговая нагрузка
бюджетов субъектов Российской Федерации и их сбалансированность как важный
фактор устойчивости финансовой системы». Провела мероприятие Председатель
Совета Федерации Валентина Матвиенко
Матвиенко
Валентина Ивановнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
.
«Вопросы совершенствования государственной региональной политики традиционно находятся в центре внимания Совета Федерации как палаты регионов», — заявила она. В последнее время сенаторы сконцентрировались на мерах по укреплению финансового положения субъектов Федерации.
По словам главы СФ, проделанная работа принесла определенные результаты. Так, увеличены объёмы льготных бюджетных кредитов субъектам Федерации. Теперь их доля составляет порядка 45 процентов в общей структуре задолженности, что позволяет уменьшить затраты регионов на обслуживание долгов.
Председатель Совета Федерации отметила, что Правительство РФ поддержало ряд предложений по формированию концепции проекта будущего бюджета. В частности, планируется, что ежегодные межбюджетные трансферты теперь будут предоставляться регионам до 1 апреля. Достигнуты принципиальные договорённости о завершении оценки финансовых затрат на исполнение полномочий разными уровнями власти, о введении запрета на передачу регионам полномочий без финансового обеспечения и установление на федеральном уровне льгот по налогам, зачисляемым в региональные бюджеты.
Однако, по словам Валентины
Матвиенко, финансовое положение регионов остаётся крайне сложным. На протяжении нескольких последних лет идет непрерывное нарастание долговой
нагрузки. «В настоящее время сумма задолженности регионов превышает два
триллиона рублей. Только в прошлом году долг увеличился в 65 регионах. А в некоторых субъектах он вырос сразу в несколько раз».
Спикер СФ обратила внимание на то, что увеличение государственного долга, конечно же, ведет к росту расходов на его обслуживание. По оценке Счетной палаты, эти расходы за шесть месяцев текущего года составили почти 80 миллиардов рублей, это на 10 процентов больше чем за аналогичный период прошлого года. А ведь это те «живые» деньги, которые могли быть направлены на социально-экономическое развитие регионов, считает Валентина Матвиенко. «Объективной основой роста долгов является то, что подавляющее большинство региональных бюджетов — дефицитные. В текущем году такие бюджеты имеют 56 регионов», — отметила она, заметив, что, по оценке Минфина России, плановый дефицит консолидированных бюджетов территорий в 2016 году может составить четверть триллиона рублей. Покрывать дефицит субъекты Федерации вынуждены за счет наращивания объема заимствований, уточнила спикер.
Главной причиной роста долгов и дефицитов региональных бюджетов Валентина Матвиенко назвала очевидный дисбаланс между переданными за последние годы на места полномочиями и доходными источниками для их обеспечения. «Мы договорились с Правительством о моратории на передачу регионам новых полномочий без финансового обеспечения, а также завершении инвентаризации всех расходных обязательств».
Совет Федерации также предлагает создать постоянно обновляемый Единый реестр полномочий федеральных, региональных и местных органов власти с размещением его в сети Интернет.
Нужно в целом менять систему межбюджетных отношений – создавать условия для самостоятельного развития регионов, формирования у них собственной доходной базы, заявила Валентина Матвиенко. «Чтобы они могли не только в полном объёме исполнять свои социальные обязательства, но и развивать экономику и инфраструктуру, не залезая при этом в долги».
Спикер заметила, что перспектива банкротства некоторых субъектов Федерации перестаёт быть призрачной, что несёт в себе прямую угрозу устойчивости финансовой системы государства. Доля банковских кредитов в совокупном объеме государственного долга регионов остаётся существенной — более 30 процентов. И это средний показатель по стране. Есть регионы, у которых задолженность практически полностью состоит из банковских кредитов, указала глава СФ. «Конечно, сегодня не только регионы, но и федеральный центр, и банки – все испытывают трудности. И возможностей у федерального бюджета поддерживать регионы не так уж много. Но именно от того, насколько слаженными будут наши действия, зависят общие успехи страны», — подчеркнула Председатель СФ. При этом она добавила, что банковское сообщество может и должно играть заметно бо́льшую роль в социально-экономическом развитии территорий.
Валентина Матвиенко предложила подумать о смягчении жёстких требованиях к банкам в отношении резервов по ссудам при кредитовании региональных бюджетов.
Она также отметила, что ставки и условия по коммерческим кредитам весьма обременительны для региональных бюджетов. Как правило, банки работают с регионами практически на тех же условиях, что и с обычными хозяйствующими структурами. При этом абсолютно игнорируется тот факт, что субъект Федерации, каким бы сложным не было его финансовое положение, в любом случае является значительно более надежным заемщиком, чем любая коммерческая компания.
В связи с этим Валентина Матвиенко считает, что банки могли бы облегчить условия кредитования субъектов Федерации. «В свою очередь, руководству регионов следует эффективнее взаимодействовать с банками, находить новые точки соприкосновения и грамотно отстаивать свои экономические интересы в процессе кредитования», — указала она.
Председатель СФ считает, что необходимо проработать дополнительные механизмы, которые позволят регионам привлекать средства на развитие и при этом не будут нарушать их финансовую стабильность. Одним из таких механизмов мог бы стать выпуск региональных и муниципальных ценных бумаг, уточнила она. Это поможет привлечь средства на условиях более выгодных, чем банковские кредиты. Практика выпуска региональных ценных бумаг уже есть, но широкого развития она пока не получила. Валентина Матвиенко предложила проработать вопрос о расширении возможностей выпуска и повышении привлекательности таких бумаг для инвесторов. «Все процедуры – начиная от выпуска региональных и муниципальных долговых обязательств и заканчивая их рефинансированием – должны быть максимально просты. Это снизит стоимость их обслуживания для бюджета. Если требуются изменения законодательства, давайте оперативно их внесем». Важно сделать облигации субъектов Федерации доступным инструментом для населения, подчеркнула она.
Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что и в Минфине, и в Банке России обсуждаются критерии доступа банков к временно свободным средствам федерального бюджета, подходы к размещению страховых резервов, пенсионных накоплений, а также методики применения инструментов рефинансирования Банка России. Более того, уже есть приказ Федерального казначейства о размещении средств федерального бюджета в банках с капиталом свыше 250 миллиардов рублей. «По нашему мнению, такой подход не будет способствовать равномерному распределению бюджетных ресурсов по финансовой системе. И тем более, развитию конкуренции на банковском рынке», — подчеркнула глава СФ.
При этом она заметила, что доступ к этим средствам
должны получить не только государственные, но и частные банки, и для этого
необходимо использовать рейтинг как наиболее объективный критерий отбора.
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова считает, что выбранная тема дискуссии – чрезвычайно актуальна. Она подробно охарактеризовала ситуацию с расходами и доходами в субъектах РФ.
Заместитель Министра финансов России Леонид Горин отметил, что анализ исполнения бюджета субъектов РФ в текущем году продемонстрировал более стабильную ситуацию, чем в аналогичный период прошлого года. По данным замминистра, объем налоговых поступлений с начала текущего года составил 107 процентов к уровню первого полугодия прошлого года. По словам Леонида Горина, 68 регионов демонстрируют позитивную динамику исполнения бюджета, базовые источники поступлений – это налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, акцизы. Леонид Горин подчеркнул, что государство продолжит оказывать поддержку бюджетам субъектов, ее объемы будут определены в параметрах бюджета на 2017 год.
Первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов призвал более критично относиться к прогнозам рейтинговых агентств применительно к бюджетам регионов Российской Федерации. «Сама система межбюджетных отношений фактически гарантирует для кредиторов обязательство по долговым обязательствам субъектов Федерации. И рейтинговое агентство не оценивает платежеспособность непосредственно каждого субъекта РФ исходя из доходной и расходной части бюджета, а оценивает в совокупности все факторы, включающие и негласную, фактическую поддержку Российской Федерации».
Губернатор Костромской области Сергей Ситников указал, что наибольшую долговую нагрузку испытывают те регионы, где доля добывающей промышленности в экономике незначительна – это Костромская, Орловская, Псковская, Смоленская области, республики Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания (0,1–0,3 процента ВРП). Также, отметил глава региона, сложности испытывают субъекты с высокими затратами на обслуживание объектов инфраструктуры. Так, по его данным, в Забайкальском крае и Амурской области, к примеру, этот показатель составляет 20 процентов при среднем по России 9 процентов. Губернатор высказался за совершенствование методики распределения федеральных дотаций, а также оказание мер поддержки субъектам по улучшению инвестиционного климата.
В обсуждении также приняли участие губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, представители исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, представители банковского сообщества, российских рейтинговых агентств, эксперты.