Предложения были сформулированы по итогам «круглого стола», проведенного Комитетом СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Рекомендации,
принятые по итогам заседания «круглого стола» в Совете Федерации о состоянии и развитии
лесопромышленного комплекса России, направлены в Правительство РФ, федеральные и региональные органы исполнительной власти и профильные организации. Об этом
сообщил председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов
Горбунов
Геннадий Александровичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Астраханской области
.
По словам сенатора, ключевые из этих рекомендаций — предложения о разработке новой стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на долгосрочный период, о развитии деревянного домостроения на сельских территориях, о содействии техническому перевооружению лесопромышленных предприятий, о поддержке форм малого и среднего предпринимательства, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере лесной промышленности и ряд других.
Предлагаются также меры, направленные на сокращение нелегального оборота древесины и ее полный учет от заготовки и транспортировки до поставки потребителю и на экспорт, а также прослеживание всех цепочек продажи лесоматериалов. В рекомендациях подчеркнута необходимость увеличения числа лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор.
Геннадий Горбунов отметил, что Россия располагает огромными запасами лесных ресурсов. По запасам древесины — более 80 миллиардов кубических метров — страна занимает ведущее место в мире и в два раза превосходит США, в шесть раз Китай, в 25 раз Швецию, в 35 раз Финляндию.
«Производственные возможности лесопромышленного комплекса вполне сопоставимы с нефтяной отраслью. Тем не менее, вклад лесного комплекса в общий объем промышленного производства вчетверо меньше, чем у нефтяной промышленности. Доля лесного комплекса в валовом внутреннем продукте составляет 0,7 процента, в мировом производстве круглых лесоматериалов — 5,4 процента, в мировом экспорте лесоматериалов — 17,9 процента, а в валютной выручке от экспорта — 4,3 процента», — сказал сенатор.
По его мнению, сдерживающими факторами экономического роста в лесопромышленном комплексе являются неразвитость транспортной инфраструктуры лесоразработок, низкое качество лесных ресурсов из‑за экстенсивного лесопользования, а также высокий объем незаконно заготавливаемой древесины и истощение ее запасов. «Неустойчивое финансовое положение предприятий комплекса обусловлено высокой материало- и энергоемкостью производства при опережающем росте цен и тарифов на услуги естественных монополий».
Геннадий Горбунов полагает, что развитие лесопромышленного комплекса должно стать значительным фактором диверсификации экономики. Лесная отрасль открывает широкие возможности для малого и среднего бизнеса, который может найти в ней приложение своим силам и идеям.
«В целях развития лесопромышленного комплекса необходимо обеспечить улучшение инвестиционного климата и реализацию приоритетных инвестпроектов, развитие биоэнергетики и производства биотоплива, увеличение переработки низкосортной древесины и отходов, развитие деревянного домостроения, интенсификацию использования лесов, повышение конкурентоспособности лесной промышленности, рост производства лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью, увеличение экспорта лесобумажной продукции. Необходимо также поставить заслон незаконной заготовке и обороту древесины в рамках Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», — подчеркнул парламентарий.
Заседание «круглого стола» на тему «Состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации: проблемы, риски, решения» было проведено профильным Комитетом СФ 28 апреля 2016 года. В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства внутренних дел РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Федерального агентства лесного хозяйства, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, эксперты.