Комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам в ходе выездного заседания обсудил цели и задачи концепции совершенствования межбюджетных отношений.
Целью совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации должно стать создание эффективно функционирующего механизма распределения доходных источников между органами власти для реализации их расходных полномочий, связанных с решением задач социально-экономического развития как на региональном, так и на федеральном уровне.
Об этом говорится в Решении совместного выездного заседания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания Тверской области по вопросу «Цели и задачи концепции совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации на период до 2020 года».
«Просто
изменением методик межбюджетных отношений здесь не обойтись, нужен глубокий
анализ этих полномочий», — считает председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин
Рябухин
Сергей Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
. По словам сенатора, Министерство финансов
взяло на себя координирующую функцию по решению этого вопроса. «Минфин сделал
запрос губернаторам. Губернаторы уже представили в июне полный перечень
расходов, которые де-факто сложились».
По данным заместителя председателя Комитета СФ Владимира Петрова
Петров
Владимир Анатольевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Тверской области
, за последний год доходы в бюджет снизились в 46
регионах. В основном, это связано с уменьшением поступлений от налога на прибыль. В свою очередь, увеличение расходов составило 4 процента. «На 2017–2019 годы объем доходов и расходов бюджетов будет примерно такой же как и в этом
году. Поэтому наша задача стоит в том, чтобы обеспечить более рациональное
перераспределение ресурсов».
В ходе заседания было отмечено, что последнюю инвентаризацию полномочий проводили
11 лет назад. За это время
субъектам Федерации было делегировано больше сотни дополнительных обязательств.
Собственных денег на исполнение этих полномочий у регионов не хватает. Есть
вопросы и по недостаточной сбалансированности федеральных программ.
Участники заседания предложили создать так называемый реестр расходных обязательств субъектов Федерации. Такая база данных поможет реально оценивать объемы средств, которые необходимы региону для реализации той или иной программы. Реестр может появиться после того, как завершится инвентаризация полномочий субъектов.
Особую проблему, по мнению сенаторов, представляет собой рост кредитования регионов как из федерального бюджета, так и со стороны коммерческих банков. Общий долг субъектов Федерации на сегодня уже превысил два триллиона рублей. Этот вопрос особенно остро стоит в 33 субъектах Федерации. Сенаторы полагают, что в данной ситуации необходимы дополнительные инструменты для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов.
Комитет СФ в своем Решении рекомендовал Правительству России рассмотреть возможность замены налоговых льгот выделением субсидий из федерального бюджета, а в случае сохранения отдельных льгот — разработать механизм компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от предоставления налоговых льгот, установленных федеральным законодательством.
Кроме того, Комитет СФ разработал ряд дополнительных предложений по обеспечению сбалансированности бюджетов регионов, включая внедрение в механизм межбюджетных отношений нового элемента стимулирования регионов к пополнению собственных доходов. В частности, предложение сенаторов предусматривает возвращение в региональный бюджет части налоговых поступлений, которые собраны на территории региона за отчётный период, если объём налоговых доходов превышает соответствующий объем за предыдущий период.