Обсуждались системные предложения по реформированию экономики и социальной сферы регионов.
Первый заместитель
Председателя Совета Федерации Николай
Федоров
Федоров
Николай Васильевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики
и председатель Комитета СФ
по бюджету и финансовым рынкам Сергей
Рябухин
Рябухин
Сергей Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
выступили на Международной
научно-практической конференции «Подъем экономики регионов – стратегический
приоритет для России» (VI Абалкинские чтения).
В мероприятии приняли участие также первый заместитель председателя
Комитета СФ по экономической политике Сергей Калашников
Калашников
Сергей Вячеславовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Брянской области
и член Комитета
СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению
и делам Севера Игорь Фомин
Фомин
Игорь Вадимовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Ленинградской области
.
Николай Федоров сообщил, что в Совете Федерации продолжается работа над проектом доклада основных направлений государственной региональной политики. Базовая версия доклада разослана регионам, научным организациям, экспертам, получены конкретные предложения от 126 губернаторов и региональных парламентов, которые будут максимально учены.
30 мая запланировано заседание Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, посвященное проблематике федеративных отношений. «Итогом нашей совместной работы должна стать подготовка системных предложений по реформированию экономики и социальной сферы регионов, которые будут представлены главе государства», — сказал Николай Федоров.
Парламентарий обратил внимание на необходимость сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов. Соответствующая Федеральная целевая программа была принята еще в 2001 году, однако вопрос не решен.
Остается актуальной и такая важная задача, как создание высокопроизводительных рабочих мест, подчеркнул первый заместитель Председателя СФ.
Николай Федоров затронул тему реформы местного самоуправления. «Предполагалось, что в результате законодательных новаций объем налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов составит не менее 4,2 процентов валового внутреннего продукта. Каков результат? В 2015 году объем налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов составил 1 триллионов 300 миллиардов рублей. Это 1,59 процента ВВП. При этом доля доходов местных бюджетов по отношению к ВВП с 1998 по 2015 годы уменьшилась в два раза».
По мнению Николая Федорова, безотлагательного решения требуют проблемы эпизоотии и скотомогильников. В настоящее время это вопросы ведения муниципалитетов. «Для решения проблем должного оборудования и безопасного содержания скотомогильников в регионах нужны десятки миллиардов рублей ежегодно. Но средства на решение этих и других проблем эпизоотической безопасности не заложены в бюджетах субъектов Федерации. В бюджетах муниципальных образований – тем более», — сказал сенатор.
Он подчеркнул, что эпизоотическая безопасность не может быть предметом ведения муниципалитета или региональным вопросом. «Вопросы ветеринарной безопасности по природе своей не региональные, а общенациональные», — подчеркнул Николай Федоров.
Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин отметил, что региональная политика в последние годы отошла на второй план и фактически выпала из системы государственного стратегического планирования. «Во многом это обусловлено тем, что в позапрошлом году было ликвидировано Министерство регионального развития, а его полномочия перешли к другим ведомствам. При этом Министерство юстиции было наделено такой несколько неожиданной для себя функцией как инвентаризация и классификация полномочий разных уровней бюджетной системы».
После ликвидации Минрегиона была упразднена госпрограмма «Региональная политика и федеративные отношения», а основные задачи в этой сфере решаются теперь в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», за которую отвечает Министерство экономического развития.
Между тем госпрограмма в сфере межбюджетных отношений («Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами») находится в ведении Министерства финансов России. При этом в программах нет коррелирующих друг с другом показателей, с помощью которых можно было бы оценить, как повышение эффективности межбюджетных отношений влияет на решение задач регионального развития, сказал глава Комитета СФ.
«К сожалению, суть межбюджетных отношений по‑прежнему сводится к совершенствованию механизмов перераспределения бюджетных ресурсов между различными уровнями бюджетной системы, а не к стимулированию самостоятельного социально-экономического развития субъектов Федерации», — считает Сергей Рябухин.
Сенатор отметил, что в Правительстве признают наличие данной проблемы. «При обсуждении государственной программы «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» на заседании нашего Комитета руководители Минфина обещали усилить свое взаимодействие с Минэкономразвития для создания механизмов более тесной увязки межбюджетных отношений с основными приоритетами региональной политики».
Сергей Рябухин подчеркнул, что ситуация, когда действующие документы стратегического планирования устарели, а новые пока еще не разработаны, существенно усложняет стратегирование на региональном уровне, не позволяет встроить программы регионов в общую иерархию отраслевых и общенациональных стратегий.
Между тем, программный бюджет получил на региональном уровне даже более широкое распространение, чем на федеральном, сказал сенатор. «В среднем бюджетные расходы регионов более чем на 70 процентов сформированы в программном разрезе, тогда как федерального бюджета – лишь на 56 процентов».
Сергей Рябухин констатировал, что в последние годы наделение регионов дополнительными бюджетными полномочиями в социальной сфере не сопровождалось передачей им соответствующих по объему доходных источников. В результате в структуре их расходов все большую долю занимают расходы на текущие нужды и все меньшую – на инвестиции. За последние три года доля инвестиционных расходов сократилась с 14 до 11 процентов. Все это снижает возможности регионов развивать свой экономический и доходный потенциал. Одновременно существенно обострилась проблема обслуживания долгового бремени. Для ее решения субъектам Федерации выделяются дополнительные бюджетные кредиты для замещения их задолженности перед коммерческими банками.
Так, при принятии федерального бюджета на текущий год во втором чтении была принята предложенная Советом Федерации поправка об увеличении объема таких кредитов со 140 миллиардов до 310 миллиардов рублей. «Однако такая мера во многом является паллиативной, так как борется не с причинами, а со следствием. Она не решает главной проблемы – несоответствия объема собственных доходных источников и «стоимости» полномочий».
«Для ее решения по поручению Президента создана межведомственная Рабочая группа под руководством заместителя Председателя Правительства Дмитрия Козака, в которой принимает активное участие и Комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам. В ее задачу входит создание Единого реестра полномочий всех уровней бюджетной системы, их классификация и оценка стоимости. После этого должны приниматься решения о наделении региональных бюджетов дополнительными доходными источниками», — сказал Сергей Рябухин.
«Комитет СФ совместно с Минфином разослал по регионам анкеты, на основании которых можно будет определить, как регионы оценивают стоимость возложенных на них полномочий. При этом хотел бы отметить одну существенную методологическую проблему. К сожалению, до сих пор не утверждены минимальные государственные социальные стандарты и, соответственно, нет единой для всей России методологии для оценки стоимости полномочий для каждого региона».
«Обеспечение сбалансированности региональных бюджетов является необходимым, но недостаточным условием успешной региональной политики. Эта задача гораздо более комплексная и сложная. Она предполагает создание более благоприятного инвестиционного климата, стимулирование диверсификации экономики и развития инновационного предпринимательства не только в отдельных регионах, но и на всей территории страны», — заключил Сергей Рябухин.