Сенаторы полагают, что бюджетная система практически адаптировалась к новым экономическим условиям, а трехлетний бюджет – это предсказуемость бюджетных проектировок.
Совет Федерации принял за основу Постановление «О предложениях Совета Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Документ представил первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Владимир Петров
Петров
Владимир Анатольевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Тверской области
.
Сенатор напомнил, что бюджет на 2016 год впервые за девять лет был принят на один, а не на три года, что было обусловлено высокой волатильностью на финансовых и сырьевых рынках. «Сегодня можно констатировать, что бюджетная система практически приспособилась к новым экономическим условиям, поэтому мы считаем, что необходимо вернуться к трехлетнему бюджетному планированию».
Парламентарий добавил, что важно восстановить бюджетные правила, которые позволяли бы сохранить устойчивость бюджетной системы. В этой связи нужно принять новую редакцию Бюджетного кодекса.
Как говорится в Постановлении СФ, достижение сбалансированности федерального бюджета, являющееся важнейшим условием обеспечения макроэкономической устойчивости, должно стать основным направлением бюджетной политики, особенно в неблагоприятных геополитических условиях при прогнозируемом низком уровне цен на сырьевые товары, говорится в Постановлении.
При этом остаются актуальными задачи формирования современной структуры экономики и создания условий для эффективного развития отечественного бизнеса, поэтому Правительству РФ необходимо разработать соответствующие меры и пересмотреть приоритеты в бюджетной политике с целью увеличения расходов федерального бюджета на развитие человеческого капитала.
В целях осуществления структурных преобразований, требуемых для обеспечения перехода от инерционного сценария развития к новой модели экономического роста, необходимо более широко использовать инструменты стратегического планирования.
Для обеспечения стабильности и предсказуемости бюджетных проектировок необходим возврат к трехлетнему бюджетному планированию, которое позволит повысить ответственность и самостоятельность участников бюджетного процесса в рамках среднесрочных и программно-целевых ориентиров, отмечается в документе.
В условиях сохраняющейся зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры должно быть продолжено совершенствование бюджетной политики за счет разработки и внедрения новых «бюджетных правил», позволяющих сохранять устойчивость бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим необходима новая редакция Бюджетного кодекса.
Анализ исполнения федерального бюджета за предыдущие годы показывает наличие значительных резервов оптимизации бюджетных расходов, которые следует учитывать при планировании бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, как неоднократно отмечалось Счетной палатой Российской Федерации.
Остается нерешенной главная проблема межбюджетных отношений — отсутствие достаточных финансовых ресурсов у субъектов Российской Федерации, позволяющих в полной мере обеспечить их социально-экономическое развитие и исполнение ими своих расходных обязательств своевременно и в полном объеме.
Несмотря на реализуемые Правительством Российской Федерации меры в области межбюджетной политики, продолжается увеличение различий в социально-экономическом развитии регионов. Создавшаяся ситуация требует изменения подходов к формированию межбюджетных отношений, так как действующая система межбюджетных трансфертов не обеспечивает реальную сбалансированность и устойчивость консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Совет Федерации рекомендует Правительству при формировании проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов обеспечить своевременную и качественную подготовку этого документа с учетом необходимости концентрации бюджетных ресурсов в целях стимулирования развития человеческого капитала и социальной поддержки граждан.
Правительству предлагается разработать комплекс дополнительных мер по снижению темпов роста инфляции; осуществить необходимую корректировку государственных программ РФ по результатам оценки эффективности их реализации и в соответствии со стратегическими целями развития соответствующих отраслей российской экономики.
Государственной Думе рекомендовано ускорить рассмотрение изменений в налоговое законодательство, касающихся применения российскими экспортерами налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и по акцизам на алкогольную продукцию.
Комитету СФ по бюджету и финансовым рынкам рекомендовано принимать участие в заседаниях рабочей группы по инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов РФ.
Органам государственной власти регионов предложено провести мониторинг установленных муниципальными органами действующих налоговых ставок, налоговых льгот и налоговых вычетов по имущественным налогам физических лиц в целях их унификации.