Все новости

В Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные реформированию семейного законодательства

Участники мероприятия обсудили приоритетные направления развития политики в этой сфере.


Вепринцева Юлия Владимировна
Зал заседания
Зал заседания
Баталина Ольга Юрьевна
Мизулина Елена Борисовна
Драгункина Зинаида Федоровна
Выступает Драгункина Зинаида Федоровна
Участники парламентских слушаний
Участник парламентских слушаний
Участники парламентских слушаний
Выступает Мизулина Елена Борисовна

Вепринцева Юлия Владимировна

1 из 11

Зал заседания

2 из 11

Зал заседания

3 из 11

Баталина Ольга Юрьевна

4 из 11

Мизулина Елена Борисовна

5 из 11

Драгункина Зинаида Федоровна

6 из 11

Выступает Драгункина Зинаида Федоровна

7 из 11

Участники парламентских слушаний

8 из 11

Участник парламентских слушаний

9 из 11

Участники парламентских слушаний

10 из 11

Выступает Мизулина Елена Борисовна

11 из 11

В Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Совершенствование семейного законодательства: возможности и перспективы сохранения традиций российской семейной культуры». Организаторы слушаний — Комитет СФ по конституционному законодательству и государственному строительству, Общественная палата. Мероприятие прошло при поддержке Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента, Генеральной прокуратуры, Следственного Комитета, Верховного Суда, а также научного сообщества.

«Для участия в обсуждении в Совете Федерации собрались представители 29 регионов,— отметила в своем вступительном слове модератор дискуссии, заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина Мизулина
Елена Борисовна
представитель от исполнительного органа государственной власти Омской области
Мизулина Елена Борисовна
. — Главная цель парламентских слушаний, — подвести итоги той работы, которая уже была проведена в этом направлении, и сформулировать наши приоритетные задачи на будущее. Все те, безусловно, положительные тенденции в современной государственной семейной политике, которые мы видим, включая создание Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, привели к тому, что семейное право выделилось в самостоятельную правовую отрасль со своими особенностями. Отныне семейное право отделено от гражданского законодательства и требует индивидуального подхода».

Одной из ключевых тем обсуждения в Совете Федерации стало рассмотрение проекта закона, регулирующего вопросы лишения родительских прав, ограничения родительских прав, отобрания ребенка. «Мы сейчас готовим этот законопроект в рамках рабочей группы Координационного совета,— рассказала Елена Мизулина. — Выбор именно этой тематики для разработки законопроекта обусловлен тем, что в настоящее время особенно остро стоят вопросы предотвращения изъятия ребенка из кровной семьи, профилактики семейного неблагополучия. Само по себе наличие несовершеннолетнего ребенка в семье становится достаточным основанием для вмешательства представителей органов опеки и попечительства, органов внутренних дел и других государственных и муниципальных органов в дела семьи, проникновения в жилище, постановки семьи на учет, как находящейся в социально опасном положении, и контроля за такой семьей. Действенных механизмов защиты семьи от таких видов произвольного вмешательства семейное законодательство не предусматривает. Лишение родительских прав должно стать действительно исключительной мерой семейно-правовой ответственности. Назрела объективная необходимость устранения правовой неопределенности оснований лишения родительских прав, ограничения родительских прав и оснований отобрания ребенка».

В проекте рекомендаций парламентских слушаний содержатся основные положения законопроекта—требование унификации и обеспечения правовой определенности оснований лишения родительских прав, ограничения родительских прав, отобрания ребенка; определение лишения родительских прав как исключительной меры семейно-правовой ответственности; разработка системы мер семейно-правовой ответственности, позволяющей предупредить лишение родительских прав, ограничение родительских прав и отобрание ребенка; возложение на органы опеки и попечительства обязанности по оказанию родителям, ограниченным в родительских правах, содействия в изменении образа жизни, поведения и отношения к воспитанию ребенка, по проведению работы с родителями, ограниченными в родительских правах, в целях создания условий для их реабилитации и отмены ограничения родительских прав; судебный порядок отобрания ребенка, в том числе при непосредственной угрозе его жизни или здоровью и др.

«Сегодняшние слушания организованы как часть рабочего процесса,— отметила Елена Мизулина. — Мы ждем предложений экспертного сообщества для доработки законопроекта. Сегодняшняя дискуссия — не последняя. В итоге мы должны получить согласованный всеми сторонами вариант закона».

Председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина напомнила, что по поручению Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко при Координационном совете при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы была создана Временная рабочая группа по модернизации семейного законодательства во главе с Еленой Мизулиной.

Проделана определенная работа. Разработана и начала реализовываться Концепция совершенствования семейного законодательства, включающая 52 блока законодательных предложений по внесению изменений в Семейный кодекс и еще 16 федеральных законов, сказала Зинаида Драгункина.

Так, в конце 2015 года был принят Федеральный закон о внесении изменений в Семейный кодекс и статью 256 части первой Гражданского кодекса. Идет активная работа над новой редакцией Кодекса об административных правонарушениях.

«Хочу особо отметить усиление мер ответственности за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя, психоактивных или одурманивающих средств, в процесс употребления табака, если такие действия совершаются родителями и законными представителями несовершеннолетних», — сказала Зинаида Драгункина.

Сенатор напомнила, что недавно во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы при СФ создан Совет по вопросам профилактики наркомании во главе с заместителем Председателя СФ Галиной Кареловой. Первое заседание Совета состоится в апреле и будет посвящено проблемам профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков.

«Как сопредседатель Национальной родительской ассоциации, объединяющей активных родителей из 78 субъектов Федерации, отмечу, что многие предложения регионов, родительской общественности, лучшие региональные практики учитываются в работе по совершенствованию семейного законодательства», — заключила парламентарий.

«Семейное законодательство — одно из самых консервативных в стране, — заметила председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова. —За двадцатилетнюю историю существования Семейного кодекса изменения вносились лишь в 27 законов. До сих пор семейное законодательство не подвергалось системному анализу и пересмотру. Со сменой приоритетов государственной семейной политики в сторону традиционных семейных ценностей, главенства семьи, должно меняться и семейное право».

Нормы существующего Семейного кодекса не только являются устаревшими, но и фактически не исполняются, на практике превращаясь в системное нарушений прав детей, — считает председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина. «Например, МВД живет по абсолютно другой нормативной базе, являясь непосредственным участником процессов в семейной политике и реализуя свой набор полномочий, — подчеркнула депутат. — Один из вопросов, которые предстоит решить, как объединить множество разных отраслевых законодательств в единую комплексную, действующую по одним законодательным нормам систему. Что касается полномочий органов опеки и попечительства, то тот механизм, который работает сегодня, по сути своей является репрессивным. А у нас, наоборот, не должно быть задачи наказать родителей, столкнувшихся с трудностями. Мы как государство должны сделать все возможное для восстановления, возрождения семьи. Дать родителям право на исправление ситуации. Не случайно в качестве ключевого понятия Концепции семейной политики мы ввели «презумпцию добросовестности родителей».

Об укоренившейся в России пугающей практике ничем не обоснованного вторжения в семью органами опеки говорила и председатель Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) Мария Мамиконян. «Сегодня в семью слишком легко проникнуть. Так уж повелось, что государство у нас работает с семьей, что называется, «по беспределу». РВС имеет свои представительства в 75 регионах, у нас существует «горячая линия» для пострадавших от произвола органов опеки и попечительства, мы оказываем юридическую помощь в судах. Интересный факт — большинство этих судов мы выигрываем. Это означает, что действия органов опеки в подавляющем большинстве случае являются незаконными. Эту практику необходимо искоренять».

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства отец Дмитрий Смирнов в своем докладе сделал акцент на тех факторах, которые представляют угрозу для современной семьи. «Если мы хотим, чтобы российской семье действительно жилось хорошо, мы должны обеспечить на уровне законодательства такие условия, чтобы она чувствовала себя в безопасности. Позволю себе привести слова Патриарха Кирилла о тех угрозах семье, которые сегодня существуют. Серьезно угрожают семье, а значит, и обществу попытки ограничить права отца и матери, лишить их возможности воспитывать детей в духе своего мировоззрения и традиционных нравственных ценностей. Семья — это высшая ценность. Даже если сравнивать ее с государством. Потому что, если не будет семьи, не будет и государства».