Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел вопрос о мерах по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Челябинской области в рамках проходящих в палате Дней региона.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел вопрос о мерах по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Челябинской области в рамках проходящих в палате Дней региона.
В расширенном заседании, которое провел председатель Комитета СФ Сергей Рябухин
Рябухин
Сергей Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
, приняли участие заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель от исполнительного органа государственной власти Челябинской области Ирина Гехт
Гехт
Ирина Альфредовнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Челябинской области
, член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области Олег Цепкин
Цепкин
Олег Владимировичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области
, представители Счетной палаты, Министерства финансов, исполнительных и законодательных органов государственной власти региона.
Министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын рассказал об основных направлениях бюджетной политики региона, в частности, укреплении собственной доходной базы.
Он сообщил, что за последние три года в бюджет области было привлечено дополнительно около 10,8 миллиардов рублей.
Проводится оптимизация налоговых льгот. «Челябинская область имеет один из минимальных показателей потерь бюджета от предоставляемых региональных налоговых льгот. По отчетным данным за 2014 год их отношение к общему объему поступлений региональных налогов составило 2,1 процента при среднем показателе по стране в 21,4 процента», — отметил Андрей Пшеницын.
Проводится оптимизация имущества, не использованного для выполнения государственных и муниципальных функций. За период с 2013 года реализация такого имущества принесла бюджету области более 4 миллиардов рублей.
Еще одно направление бюджетной политики региона – оптимизация бюджетных расходов, сказал он. Принимаются меры по исключению дублирующих функций органов власти, по привлечению внебюджетных источников финансирования расходов. В результате область сэкономила в 2013 году 2,7 миллиардов рублей, в 2014 году – 3,8 миллиарда, в 2015 году – 2,3 миллиарда рублей.
Говоря о бюджетном планировании в области, Андрей Пшеницын отметил, что в последние годы доходы региона планируются исходя из консервативного прогноза социально-экономического развития. «Это позволяет не допускать принятия новых расходных обязательств, исполнение которых не обеспечено реальными источниками доходов».
Еще одно направление деятельности регионального правительства — совершенствование долговой политики. Утверждена долговая политика региона, предполагающая минимизацию объемов заимствований за счет альтернативных источников финансирования расходов, поддержание положительных кредитных рейтингов области.
По итогам 2015 года сохранен рост поступлений в консолидированный бюджет области. К предыдущему периоду их объем вырос на 7,8 процента и составил более 158 миллиардов рублей.
Андрей Пшеницын предложил ряд мер по укреплению бюджетной сбалансированности региональных бюджетов, которые были поддержаны Комитетом СФ и вошли в принятое по итогам заседания решение.
Как отмечается в решении Комитета СФ, необходимо продолжить работу по совершенствованию межбюджетных отношений и разграничению полномочий между РФ и органами государственной власти регионов.
Министерству финансов Челябинской области поручено повести анализ расходных обязательств региона, обеспечив инвентаризацию полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения РФ и регионов, переданных органам государственной власти регионов. Необходимо оценить достаточность финансовых ресурсов для их исполнения и представить в Комитет СФ информацию.
Комитет СФ подготовил предложения для включения в проект Постановления палаты «О государственной поддержке социально-экономического развития Челябинской области». В частности, Правительству предлагается рассмотреть возможность закрепления полномочий по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, а также по лекарственному обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, либо за федеральными органами государственной службы, либо за органами государственной власти региона с соответствующим закреплением доходных источников для реализации этих полномочий.
Правительству также предлагается рассмотреть возможность перевода финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета регионам, преимущественно в нецелевой формат.
Комитет СФ предлагает в рамках бюджетных ассигнований на сбалансированность бюджетов субъектов РФ в 2016 году предусмотреть средства на реализацию пилотных проектов программ развития местных инициатив.