В верхней палате парламента состоялось совместное заседание Президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики на тему «О законодательном обеспечении социально-экономического развития Арктической зоны РФ». Заседание провели Председатель СФ Валентина Матвиенко и заместитель Председателя Правительства РФ, Председатель Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин.
В верхней палате парламента состоялось совместное заседание Президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики на тему «О законодательном обеспечении социально-экономического развития Арктической зоны РФ». Заседание провели Председатель СФ Валентина Матвиенко и заместитель Председателя Правительства РФ, Председатель Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин.
В последние годы проблемам Севера уделяется всё большее внимание. Был принят ряд концептуальных документов, проделана серьезная работа по созданию законодательного фундамента для устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации, констатировала Валентина Матвиенко, открывая заседание. «Несмотря на предпринятые усилия, ключевые проблемы Арктики решаются слишком медленно и неэффективно». Прежде всего, это отток населения, высокая степень износа основных фондов, неразвитость инфраструктуры — особенно энергетической и транспортной. «Качество трудовых ресурсов, проблемы накопления человеческого капитала остаются основными вызовами для современной российской Арктики».
Председатель СФ обратила особое внимание на износ социальной инфраструктуры. Практически во всех регионах доля ветхого и аварийного жилья гораздо выше, чем в среднем по России. К списку проблем она добавила старение ледокольного и речного флота, острую нехватку малой авиации. Из 50-ти с лишним портов и портопунктов Северного морского пути, работавших к началу 90-х годов, морально и физически устарели и перестали действовать более половины, объём грузопотоков резко сократился. А Северный морской путь потенциально мог бы стать одним из наиболее оживлённых транзитных маршрутов в мире, отметила глава СФ.
При этом спикер предложила проанализировать, какие правовые нормы судоходства необходимо разработать, чтобы повысить привлекательность Северного морского пути как транзитного маршрута.
По словам Валентины Матвиенко, стимулом для ускоренного развития всей Арктической зоны могла бы стать реализация обсуждаемого в последние годы проекта по созданию «Интегральной евразийской инфраструктурной системы». Речь идёт о создании транспортной и коммуникационной инфраструктуры, соединяющей Европу и Азию от Атлантического до Тихого океана. «Это смелый и амбициозный проект. И будет правильно, если именно Россия возьмёт на себя инициативу по его реализации».
Валентина Матвиенко считает, что нынешняя ситуация в российской Арктике говорит о том, что государству необходимо менять подходы к её развитию. «Это чрезвычайно важная и неотложная задача, учитывая то, что на международной арене развернулась настоящая схватка за обладание ресурсами Арктики». Безусловно, ключевой задачей на сегодня является дальнейшее совершенствование арктического права, уверена она.
Председатель СФ отметила, что в правовом регулировании Арктики преобладает отраслевой подход: действуют акты конституционного, административного, гражданского, экологического, земельного и других отраслей законодательства. Такое дробление приводит к фрагментарности и разрозненности правовых норм, заметила она. «Это объективно препятствует решению многих важнейших вопросов – от утверждения принципов территориального подхода до стимулирования создания единой промышленно-транспортной инфраструктуры».
Спикер СФ напомнила, что в нынешнем году в Якутске и в Омске состоялись заседания Президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. Итогом анализа законодательства стал вывод о необходимости специального системообразующего, межотраслевого, комплексного федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Она добавила, что впервые проблему законодательного регулирования отношений в Арктической зоне поднял именно Совет Федерации ещё в 1998 году.
Валентина Матвиенко предложила сформировать из представителей Правительства России, Администрации Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, региональных органов власти, научной общественности, бизнес-сообщества и общественных организаций рабочую группу по разработке закона об Арктической зоне Российской Федерации. «Считаю целесообразным назначить двух сопредседателей – одного от Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и одного от Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, и установить конкретный срок, к которому проект федерального закона должен быть подготовлен для предварительного рассмотрения в Государственной Думе».
Валентина Матвиенко уточнила, что Советом по Арктике и Антарктике при Совете Федерации совместно с Государственной комиссией по развитию Арктики и Министерством экономического развития подготовлены к сегодняшнему заседанию примерная концепция и структура проекта Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». «Закон должен стать надежным правовым фундаментом реализации экономических интересов нашей страны в Арктике. В его рамках будут созданы организационные и финансовые механизмы стимулирования развития арктических регионов, предусмотрены меры по повышению инвестиционной привлекательности макрорегиона».
В проект закона, уточнила Председатель СФ, необходимо включить меры по совершенствованию правового обеспечения системы гарантий и компенсаций для лиц, работающих на территориях Севера и Арктики. «Он должен содействовать институциональному единству этих территорий. Нужны новые сильные «панарктические» институты, которые создадут эти единые рамки».
При этом спикер отметила, что обязательным условием должен стать комплексный характер проекта закона, наличие в нём производственного, ресурсного, транспортного, инфраструктурного блоков.
Председатель СФ заметила, что Арктическая зона Российской Федерации крайне неоднородна по степени экономической освоенности. Европейская и Сибирская, в силу активно ведущейся добычи углеводородов, достаточно развиты, а экономика дальневосточной Арктики и Субарктики – это оленеводство, охота, точечное освоение месторождений и рыболовство в прибрежных зонах. «Субъекты Федерации и муниципальные образования, входящие в Арктическую зону, также значительно различаются между собой. У каждого свои вызовы, проблемы, задачи и приоритеты, по этой причине необходимо обеспечить максимально полное участие представителей всех регионов в работе над законопроектом».
Валентина Матвиенко отметила, что сегодня Арктика, где проживает всего лишь около полутора процентов населения нашей страны, дает примерно 12 процентов валового внутреннего продукта России. «А социально-экономический потенциал ее поистине неисчерпаем, и мы должны создать все условия для того, чтобы раскрыть его в полной мере».
Дмитрий Рогозин подчеркнул, что Арктика одна из насущных задач государственной политики. Это системообразующий вопрос. «Арктическая зона должна стать перспективнейшей, богатой территорией, так как здесь содержатся более восьмидесяти процентов всех российских углеводородов».
Планы по развитию Арктики не отодвигаются из‑за экономической ситуации, уверен вице-премьер. В Арктике можно реализовать несколько пилотных проектов по новым инструментам госрегулирования, заявил он. «Возможно, стоит подумать о проведении пилотных проектов по внедрению новых инструментов государственного регулирования (в Арктике), которые также позволят выявить их преимущества и недостатки и оценить финансовые и иные затраты на их применение», — отметил Дмитрий Рогозин.