Все новости

Бюджет-2016 должен стать и бюджетом роста, и «бюджетом ответственности» — В. Матвиенко

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела парламентские слушания, посвященные прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2016 год.


Выступление спикера СФ на парламентских слушаниях, посвященных бюджетной политике России

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела парламентские слушания, посвященные прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2016 год.

«Необходимо провести инвентаризацию всех государственных программ, выработать чёткие механизмы оценки их эффективности. Решения о финансировании надо принимать с учётом влияния планируемых мероприятий на рост ВВП и качество жизни населения, ясности конечного результата», — заявила спикер СФ. По ее словам, приоритет должен отдаваться проектам, реализация которых предусматривает наибольший рост спроса на товары и услуги отечественных предприятий.

Председатель СФ отметила, что много нареканий вызывает качество и эффективность исполнения государственных программ. «По итогам первого полугодия текущего года по 6 госпрограммам уровень исполнения расходов составил от нуля до тридцати процентов. А по 11 подпрограммам вообще не осуществлялись расходы. В их числе, например, и такое важное направление как «Развитие малого и среднего предпринимательства».

По словам спикера СФ, нужно избежать тех ошибок и недочетов, которые выявляются сегодня при реализации антикризисных мер. «Известно, например, что по состоянию на 1 сентября так и не была осуществлена докапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Это, в свою очередь, не позволило реализовать программу помощи ипотечным заемщикам, которые оказались в сложной финансовой ситуации».

Валентина Матвиенко назвала ипотечное кредитование драйвером развития. «Деньги, которые не перечислены или перечислены с опозданием – это упущенные время и возможности для экономики. Поэтому предлагаю в 2016 году установить более жёсткий, оперативный, буквально ежеквартальный, контроль обоснованности выделения и своевременности перечисления средств».

По мнению Председателя СФ, пора менять принципы финансирования компаний с госучастием. «Их деятельность должна стать более прозрачной и подотчётной. Необходимо разработать чёткие механизмы оценки эффективности имущественных взносов. И доводить до компаний плановые государственные задания».

«Будущий бюджет должен стать одновременно и бюджетом роста, и бюджетом преодоления застарелых проблем, и «бюджетом ответственности», в первую очередь, перед нашими пенсионерами», — отметила Председатель СФ. По ее словам, в проекте бюджета заложена четырехпроцентная индексация пенсий. «Но уже сейчас должно быть ясное понимание, при каких условиях государство проиндексирует пенсии повторно. Это должно быть прописано в законе».

Председатель СФ напомнила, что Президент России Владимир Путин поставил задачу существенно снизить зависимость федерального бюджета от нефтяных цен. «Для этого надо, в первую очередь, задействовать резервы доходной части бюджета, связанные с улучшением собираемости, администрирования налогов. По словам Валентины Матвиенко, только за счет плохой собираемости акцизов в сфере алкогольного оборота Россия ежегодно теряет до 200 млрд. рублей доходов.

Председатель СФ обратила внимание на то, что сегодня определенную тревогу вызывает ситуация с бюджетами регионов. По состоянию на 1 сентября совокупный долг субъектов Федерации составил 2,4 триллиона рублей. «По итогам года данный показатель может только увеличиться. Без федеральной поддержки регионам не справиться. Бюджеты большинства из них на будущий год верстаются с существенным дефицитом. В то время как в проекте федерального бюджета объем трансфертов предлагается сократить». Валентина Матвиенко предложила вернуться к обсуждению этой темы. «Рассмотреть возможность увеличения бюджетных кредитов, смягчения условий их предоставления. А в отдельных случаях допустить реструктуризацию долговых обязательств регионов».

Спикер СФ считает, что нарастание практики «ручного управления» межбюджетными отношениями свидетельствует о том, что настало время очередного этапа инвентаризации расходных полномочий, которым должна соответствовать чётко выверенная доходная база. «Как известно, сейчас ведётся работа над новой редакцией Бюджетного кодекса. Необходимо, чтобы этот документ позволил сделать межбюджетные отношения более совершенными, в полной мере гарантировал обеспечение расходных обязательств регионов, нацеливал их на наращивание собственного экономического потенциала».

Как подчеркнула Председатель СФ, нужно выработать реальные и конкретные рекомендации, чтобы Правительство России и Федеральное Собрание РФ учли их в работе над проектом бюджета. «Практика обсуждения проекта бюджета в палате регионов сразу после внесения бюджета Правительством – правильная практика. Мы должны качественно проработать все моменты, добиться решения проблемных вопросов, добиться необходимого уровня федеральной поддержки для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов», — считает Валентина Матвиенко.

Кроме того, Председатель СФ отметила, что, несмотря на снижение бюджетных возможностей, нельзя допускать невыполнения поручений Президента РФ. «В частности, я имею в виду поручение о создании на территории Кисловодского курортного парка самого крупного в России национального лечебного парка. Для первого этапа нужно порядка 150 миллионов рублей», — отметила Валентина Матвиенко.

В свою очередь, Министр финансов Антон Силуанов проинформировал, что данное поручение уже выполняется, в бюджете следующего года на развитие Кисловодского парка заложено 149 миллионов рублей.


Министр финансов РФ Антон Силуанов рассказал, что внешние условия российской экономики существенно изменились за последние полтора года. В частности, вдвое снизились цены на нефть. «Надо понимать, что ситуация не вернется на предыдущие параметры».

Министр подчеркнул, что уже сейчас надо принимать решения по балансировке бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективу. «Если мы не примем решения о пересмотре наших обязательств, то в течение пяти-семи лет можем столкнуться с тем, что дефицит бюджетной системы Российской Федерации будет составлять семь-восемь процентов ВВП и более».

Силуанов Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года
Силуанов Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

«Благодаря накопленным за последние десять лет резервам 2014, 2015 и 2016 годы мы пройдем устойчиво, профинансируем все наши обязательства. Но потом все равно придется принимать меры по настройке бюджетной системы к новым условиям», — сказал Антон Силуанов.

Первые шаги в этой сфере уже сделаны. «В бюджете на 2016 год мы перераспределили примерно один триллион рублей на цели, которые отвечают антикризисным задачам. Это было непросто, но такое перераспределение уже учтено в бюджете. Бюджетный дефицит составляет разумную величину в три процента ВВП. В нынешней ситуации такой дефицит оправдан, но держать его на постоянной основе мы не можем, нужно создавать условия, чтобы он снижался как минимум на процентный пункт ежегодно в течение трех лет», — подчеркнул Министр.

Принятые меры уже дали положительные результаты. «Текущий счет платежного баланса находится в профиците в 5,5 процентов ВВП. Это хороший показатель, который дает возможность компенсировать оттоки капитала».

Отток капитала начинает снижаться. В четвертом квартале 2014 года он составил 76 миллиардов долларов, в первом квартале 2015 года – 32 миллиарда, во втором – 18 миллиардов, а в третьем квартале зафиксирован приток капиталов в сумме 5,3 миллиарда долларов.

«Инвесторы поверили, что мы проводим правильную политику, население перестало переводить рублевые сбережения в валюту. Удалось обуздать инфляцию».

По оценке Антона Силуанова, инфляция в 2015 году должна составить примерно 12,2 процентов. «В следующем году ожидаем значительного снижения темпов инфляции. Важно, что удалось предотвратить инфляционную спираль. Ожидаем, что в четвертом квартале 2015 года и начале 2016 года увидим положительные темпы роста ВВП».

Министр подчеркнул, что необходимо провести адаптацию бюджетной системы к новым экономическим реалиям. «Нужно сокращать долю текущих расходов и задать повестку инвестиционному росту экономики».

«Следует обеспечить устойчивую конструкцию российской бюджетной системы и выработать новые бюджетные правила, рассчитанные на новую экономическую ситуацию», — сказал он. Они также должны быть привязаны к цене на нефть, но этот показатель должен составлять примерно 50 долларов за баррель.

«Эти бюджетные правила должны обеспечить долгосрочную стабильность наших предельных объемов обязательств, которые мы можем себе позволить», — сказал Антон Силуанов.


По словам заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Ведева, расчеты показывают, что в условиях адаптации экономики к текущей экономической ситуации восстановительный рост российской экономики может начаться уже в 4 квартале 2015 года. Планируется, что будет происходить замедление инфляции, стабилизация инвестиционной активности.

«Динамика ВВП год к году по нашим оценкам выйдет в положительную область во втором квартале 2016 года. Капитальные инвестиции начнут вносить положительный вклад в 2017 году», — отметил Алексей Ведев.

Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года
Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

В свою очередь Председатель Счетной Палаты Татьяна Голикова отметила, что также ожидает снижения уровня инфляции. «Однако на сегодняшний день сохраняет свое влияние ряд факторов, которые препятствуют этому. К их числу относится невысокий уровень конкуренции на внутреннем рынке, укоренившиеся проинфляционные настроения, сложившаяся структура обязательных платежей в бюджет, старение производственных фондов, ограничивающее возможности предприятий по сокращению издержек».

По мнению руководителя Счетной палаты, планируемое сокращение государственных инвестиционных расходов в условиях сохраняющейся неопределенности перспектив экономического развития может привести к снижению частных инвестиций.

А. Силуанов: В бюджете на 2016 год триллион рублей перераспределен на антикризисные задачи
Т. Голикова на парламентских слушаниях в СФ, посвященных бюджету России на 2016 год
Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года
Федоров Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года
Иванов Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года
Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года
Силуанов Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года
Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года
Болтенко Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года
Афанасов Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года
Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года
Козлова Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года
Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года
Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

1 из 12

Федоров Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

2 из 12

Иванов Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

3 из 12

Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

4 из 12

Силуанов Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

5 из 12

Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

6 из 12

Болтенко Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

7 из 12

Афанасов Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

8 из 12

Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

9 из 12

Козлова Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

10 из 12

Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

11 из 12

Парламентские слушания, посвященные параметрам проекта федерального бюджета на 2016 год и прогнозу социально-экономического развития России до 2018 года

12 из 12