Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Зуга уверен, что в основу правового регулирования развития шельфовых и арктических территорий России должен быть положен баланс интересов государства и хозяйствующих субъектов.
Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Зуга уверен, что в основу правового регулирования развития шельфовых и арктических территорий России должен быть положен баланс интересов государства и хозяйствующих субъектов. Об этом он сообщил на заседании «круглого стола» «Совершенствование нормативно-правовой базы для освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации», который прошел в Санкт-Петербурге в рамках 12 Международной выставки и конференции по освоению ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ.
Анализируя правовые аспекты, касающиеся развития арктических территорий России, сенатор подчеркнул, что сегодня законодательство в этой сфере нельзя назвать увязанным и гармоничным.
«Скорее, оно точечно решает локальные задачи. Системный подход при этом почти не используется, — считает Игорь Зуга.- Действующая нормативная база в отношении водных объектов суши и акваторий морей формируется множеством субъектов управления и не обеспечивает взаимосвязи и рациональной организации морской акваториальной деятельности в пределах одного бассейнового округа. С этим связаны риски экономических ущербов при осуществлении деятельности на море, в том числе, такой, как нефтедобыча».
Сенатор считает, что необходим единый центр, который может взять на себя роль интегратора, функции Госплана по освоению территорий и акваторий. Такой центр объединит и согласует задачи множества субъектов экономической деятельности на шельфе, направит интересы на общее благо. Он может решать и задачи согласования законодательных актов, регулирующих вопросы хозяйственной деятельности на шельфе.
«Неважно, какое министерство или ведомство станет таким центром – Министерство энергетики, Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство транспорта. Главное, чтобы этот центр был определен и выполнял отведенную ему роль», — подчеркнул парламентарий.
Сейчас помимо основного Закона о континентальном шельфе и международных документов, вопросы реализации шельфовых проектов частично регулируются Федеральным законом «О недрах», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне», Законом о разделе продукции. Применяется гражданское, налоговое и градостроительное законодательство, установлена административная и уголовная ответственность за их нарушения. Но, учитывая особенность правового статуса шельфовых территорий – они не являются территорией России, но находятся под ее юрисдикцией, — у хозяйствующих субъектов возникают проблемы в связи с их промышленным освоением, отметил Игорь Зуга.
Завершая выступление, сенатор подчеркнул, что эффективное освоение нефтегазовых ресурсов шельфа — возможность для роста всей экономики страны. «Добыча на шельфе, постройка морских платформ – не просто вопросы заботы субъектов экономической деятельности, но и большой политики и имиджа России в геополитическом смысле этого слова», — констатировал парламентарий.