Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Зуга полагает, что вопросы морского территориального планирования необходимо отразить в Стратегии пространственного развития России.
Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Зуга полагает, что вопросы морского территориального планирования необходимо отразить в Стратегии пространственного развития России.
Сенатор принял участие в совместном заседании президиума Экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, которое прошло в Якутске с участием глав субъектов и председателей законодательных собраний субъектов Федерации, входящих в Арктическую зону России, а также с Парламентской Ассоциацией «Дальний Восток и Забайкалье».
«В новом проекте Морской доктрины до 2030 года выделен раздел «Арктическое региональное направление», перечень долгосрочных задач, по сравнению с предыдущей редакцией, значительно расширен. В частности, речь идет о создании условий для российского флота, нефтегазодобывающих и газотранспортных компаний в Баренцевом, Белом и других арктических морях, а также о соблюдении их интересов и интересов России при разграничении морских пространств и дна морей Северного Ледовитого океана с приарктическими государствами. Но до тех пор, пока не будет проработан инструмент морского пространственного планирования (МПП), задачи, поставленные Морской доктриной, не решаемы», — сказал Игорь Зуга.
«Пока в России морское пространство не является предметом комплексного, эффективного, экологически безопасного и рационального природопользования, принятые планы и программы поддержки некоторых видов морской и морехозяйственной деятельности носят узковедомственный характер», — отметил он.
Сегодня территориальное планирование регулируется Федеральным законом «О стратегическом планировании». Он имеет сходные с морским планированием инструментарий, принципы и методы проведения. Но, подчеркнул парламентарий, различаются характеристики объекта планирования, принципы установления границ территории и морской акватории, полномочия органов власти по их развитию.
«Есть основания надеяться, что в рамках подготовки Стратегии пространственного развития Российской Федерации, вопросы МПП будут в полной мере отражены. Таким образом, появится целостный механизм морского планирования на законодательном уровне, который обеспечит комплексный подход к управлению морскими территориями и оптимальное использование морских ресурсов, минимизирует риски прямых и косвенных экологических и экономических ущербов при осуществлении морской деятельности», — заявил сенатор.
В настоящее время Правительством разрабатывается проект федерального закона «О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации». Он направлен на создание целостной системы формирования и реализации национальной морской политики страны и на установление правового регулирования морской, военно-морской и морехозяйственной деятельности. Вместе с тем, данный законопроект не затрагивает вопросы МПП.
Очевидно, что отсутствие системного законодательного акта, регулирующего отношения между всеми органами власти, бизнесом, возникающие при осуществлении всех возможных видов деятельности на акватории морей и водоемов, является основной проблемой для осуществления рационального функционального зонирования морских акваторий, в том числе и в Арктической зоне Российской Федерации. В Совете Федерации планируется обсуждение законопроекта уже в сентябре-октябре этого года в рамках «круглого стола» «Морское пространственное планирование как инструмент развития Арктической зоны Российской Федерации и ее континентального шельфа».
«В рамках данного обсуждения, полагаю, может решиться вопрос, будет ли МПП урегулировано отдельным законом, или войдет в состав действующих», — резюмировал Игорь Зуга.