Все новости

Совет Федерации обратился в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции в связи с переносом даты выборов депутатов Государственной Думы

Совет Федерации принял Постановление об обращении в Конституционный Суд с запросом о толковании части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации.


Совет Федерации принял Постановление об обращении в Конституционный Суд с запросом о толковании части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации.

Как пояснил на заседании палаты председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, основанием для направления Советом Федерации запроса является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации в том смысле, является ли пятилетний срок, на который избирается Государственная Дума, исключающим возможность переноса в конституционно значимых целях даты выборов депутатов Государственной Думы таким образом, чтобы продолжительность полномочий Государственной Думы в месячном выражении незначительно уменьшилась или увеличилась относительно шестидесяти месяцев, календарно сопоставимых с пятью годами.

Как отмечается в тексте запроса, фактической предпосылкой для запрашиваемого толкования является принятие Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 5 и 102 Федерального закона „О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“, которым предусматривается перенос даты выборов депутатов Государственной Думы на третье воскресенье сентября 2016 года.

В соответствии с действующим законодательством днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Поскольку указанный конституционный срок Государственной Думы шестого созыва истекает в первое воскресенье декабря 2016 года, проведение выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва в третье воскресенье сентября 2016 года приведет к тому, что исчисленный в месячном выражении срок полномочий Государственной Думы шестого созыва будет менее шестидесяти месяцев.

В тексте запроса подчеркивается, что позиция заявителя по вопросу предлагаемого изменения дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы и необходимости толкования в связи с этим части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации заключается в следующем. Как следует из решений Конституционного Суда, изменение федерального законодательства в целях синхронизации сроков проведения выборов, совмещения дней голосования на выборах разного уровня и введения единого дня голосования является достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Что касается Государственной Думы, то возможность корректировки регулирования срока ее полномочий в связи с введением единого дня голосования и проведением в этот день выборов всех уровней законодательством пока не предусматривалась.

Перенос на более ранний срок дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва приведет к расхождению календарного и действительного сроков полномочий Государственной Думы шестого созыва.

Сама по себе возможность несовпадения указанных сроков полномочий Государственной Думы заложена в конституционных нормах, предусматривающих ее роспуск, а также в совокупности положений частей 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации, устанавливающих право Президента России созвать первое заседание Государственной Думы ранее чем на тридцатый день после ее избрания и прекращение полномочий Государственной Думы прежнего созыва с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

Такой вывод следует и из положений статьи 91 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающих проведение повторных выборов.

Кроме того, незначительное расхождение между календарным и действительным сроками полномочий Государственной Думы допускалось ранее в связи с тем, что день голосования на выборах депутатов Государственной Думы определялся не всегда одинаково. Как показывает анализ федерального законодательства, указанные выборы проводились в первое, второе либо третье воскресенье декабря соответствующего года.

Следует отметить, что день голосования на выборах депутатов Государственной Думы устанавливается не только на основе части 1 статьи 96 Конституции Российской Федерации о пятилетнем сроке, на который избирается Государственная Дума, но и на основе части 1 статьи 99 Конституции Российской Федерации, определяющей важнейшую характеристику функционирования Федерального Собрания — постоянство его деятельности, которое в равной мере распространяется на обе палаты парламента.

В запросе указывается, что, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 ноября 1999 года «По делу о толковании статей 84 (пункт „б“), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации», постоянство деятельности парламента гарантируется в том числе строгой регламентацией периода формирования Государственной Думы, отсутствием (за исключением случаев роспуска) перерыва между сроками полномочий Государственной Думы прежнего и нового созывов. В целях обеспечения непрерывности работы Государственной Думы частями 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации определяются срок первого заседания Государственной Думы нового созыва — тридцатый день после ее избрания и момент прекращения полномочий Государственной Думы прежнего созыва — с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва в третье воскресенье сентября 2016 года (то есть в период действия Государственной Думы шестого созыва) соблюдаются требования указанных конституционных норм и тем самым обеспечивается непрерывность народного представительства.

Вместе с тем с учетом впервые планируемого переноса дня голосования на выборах депутатов Государственной Думы на более ранний срок считаем, что часть 1 статьи 96 и части 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации требуют толкования с точки зрения возможности однократного сокращения в месячном выражении срока, на который избиралась Государственная Дума шестого созыва.