Все новости

Новая система социального обслуживания основывается на индивидуальном подходе к человеку — Л. Косткина

В Совете Федерации состоялось заседание «круглого стола», посвященное реализации закона о социальном обслуживании населения в субъектах Российской Федерации. Мероприятие провела первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Людмила Косткина.


В Совете Федерации состоялось заседание «круглого стола», посвященное реализации закона о социальном обслуживании населения в субъектах Российской Федерации. Мероприятие провела первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Людмила Косткина.

Сенатор предложила участникам «круглого стола» — представителям профильных министерств и служб регионов – высказать свое мнение в части, касающейся реализации этого закона в субъектах Российской Федерации. «Ни один закон не бывает идеальным, естественно, возникают проблемы по мере его применения». Парламентарий добавила, что этот закон новаторский, и главное в нем то, что его реализация позволит создать рынок социальных услуг, а также улучшить качество предлагаемых услуг и их доступность.

Статс-секретарь – заместитель Министра труда РФ Андрей Пудов сообщил, что в России ежегодно социальные услуги в стационарных, полустационарных условиях и на дому получают около 19 миллионов человек, в основном это пожилые люди и инвалиды, а всего соцуслуги предоставляются 35 миллионам человек. «Сегодня у нас работает 1354 стационарных учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов, среди них – дома-интернаты, психоневрологические интернаты, дома милосердия, геронтологические центры», — перечислил замглавы профильного министерства.

По словам Андрея Пудова, в восьмидесяти регионах на сайтах соответствующих ведомств появились реестры поставщиков услуг, в семидесяти трех регионах сформированы программы индивидуального подхода для получателей услуг, в остальных субъектах Федерации работа близится к завершению. Основным вопросом сегодня остается безусловная бесплатность получения услуг для ветеранов Великой Отечественной войны.

Представитель Министерства сообщил, что пока в сфере социального обслуживания 98,8 процентов организаций являются государственными и только 1,2 процента организаций – частные.

Директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития Российской Федерации Артем Шадрин отметил, что региональные органы исполнительной власти, стремясь снизить риски и уменьшить издержки, формируют реестры поставщиков соцуслуг из числа подведомственных государственных учреждений и не имеют мотивов для изменения ситуации. «В этой связи целесообразно предусмотреть в системе показателей региональных программ долю негосударственных поставщиков, включенных в реестр поставщиков услуг социального обслуживания», — уверен он.

Представители регионов рассказали о проблемах, с которыми они столкнулись по мере правоприменения вступившего в силу закона. Речь шла о сложностях с подушевым тарифом финансирования организаций, о недостаточно четко прописанном в законе понятии об отказе от предоставления соцуслуги, о проблемах межрегионального трансферта и других.

Тему недостаточной ясности понятия «социальное сопровождение» подняла заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы ГАУ ИПК Департамента соцзащиты населения города Москвы Людмила Кононова. Она отметила, что в разделе закона отсутствует термин «семья», а говорится лишь о человеке или его родителях или опекунах. По ее мнению, понятийный аппарат в документе имеет неточности и пересекается с другими правовыми актами и зачастую не видно различия между сопровождением закона об опеке и попечительстве и сопровождением закона о социальном обслуживании.

Людмила Косткина согласилась с наличием такой проблемы, напомнив, что на рассмотрении уже находился специальный законопроект о социальном сопровождении, от которого было решено отказаться. «Иногда один и тот же ребенок, нуждающийся в сопровождении, действительно попадает в поле зрения нескольких служб и возникает путаница на местах», — отметила сенатор.

Министр труда республики Татарстан Эльмира Зарипова сообщила, что в регионе 39 тысяч человек, в первую очередь, получатели соцуслуг – граждане пожилого возраста, прошли бесплатные курсы по повышению компьютерной грамотности.

Глава ведомства отметила, что центры соцобслуживания в регионе оборудованы специальными рабочими местами с компьютерами с выходом в интернет. «За ними клиенты могут в сопровождении специалиста научиться пользоваться сайтом министерства, на котором размещена вся необходимая информация для получателей социальных услуг», — добавила она.

Участники встречи перечислили плюсы нового закона: расширение перечня граждан, получающих соцуслуги, законодательное закрепление профилактической работы, возможность выбора поставщика соцуслуг, изменение понятия «стандарта социальной услуги» и другие.

Одной из основных проблем в реализации этого закона, по мнению Людмилы Косткиной, является недостаточно налаженное межведомственное взаимодействие, в том числе, в части совместной разработки нормативно-правовых актов.

В ходе обсуждения был выработан ряд рекомендаций профильным министерствам и ведомствам, а также субъектам Российской Федерации. В частности, было предложено продолжить мониторинг практики применения нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социального обслуживания граждан, в том числе, при помощи анкетирования граждан.

По мнению Людмилы Косткиной, к мониторингу реализации данного закона необходимо подключать широкий круг общественных организаций. «Подготовлен унифицированный список вопросов, который поможет проанализировать, насколько о законе знают потребители услуг, и, прежде всего, многодетные семьи и инвалиды, и как этот нормативный документ помогает решать возникающие проблемы», — заключила сенатор.