Поправки в бюджет-2015 позволят незамедлительно утвердить распределение ресурсов, их доведение для исполнения взятых государством обязательств и, в первую очередь, социальных. Об этом заявил председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, выступая на заседании палаты.
Поправки в бюджет-2015 позволят незамедлительно утвердить распределение ресурсов, их доведение для исполнения взятых государством обязательств и, в первую очередь, социальных. Об этом заявил председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, выступая на заседании палаты.
Он подчеркнул, что в поправках в закон о федеральном бюджете на 2015 год нашли отражение меры правительственного Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности на текущий год.
Согласно этому плану, поправки в бюджет предусматривают сокращение большинства статей его расходов на 10 процентов, в первую очередь, за счет исключения неэффективных затрат.
«Мы понимаем, что экономия государственных средств становится приоритетом бюджетной политики. Но, соглашаясь на сокращение расходов, нам надо четко представлять, ради чего мы это делаем и что получим в результате. Поэтому вопрос инвентаризации бюджетных расходов с точки зрения их эффективности и планирование бюджетных ассигнований в зависимости от достижения конкретных результатов является ключевым фактором повышения качества бюджетного планирования».
Закон предусматривает изменение показателей только на 2015 год.
В соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития объем ВВП сокращается на 4,4 триллиона рублей, или на 4,2 процента, и составит 73,1 триллиона рублей.
Доходы уменьшаются на 2,5 триллиона рублей и составят 12,5 триллионов.
Дефицит федерального бюджета увеличивается с 0,6 до 3,7 процентов ВВП или до 2,7 триллионов рублей. Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета будут являться средства Резервного фонда в размере 3,1 триллиона рублей.
Несмотря на снижение доходов и увеличение дефицита федерального бюджета сокращение расходов достаточно умеренное, всего лишь на 298 миллиардов рублей или на 1,9 процента. Масштабного сокращения расходов бюджета по сути не заложено, подчеркнул сенатор.
Уменьшение расходов предусмотрено по большинству разделов и программ в сферах экономики, образования, здравоохранения, развития культуры и социальной сферы.
Полученная экономия практически в полном объеме направлена на дополнительную индексацию пенсий.
«Задачу адаптации бюджета к новым реалиям Закон выполнил. Однако дальше нельзя допустить, чтобы федеральный бюджет повторял инерцию прежних лет. Важно не просто справиться с экономическим и политическим давлением извне, не просто стабилизировать текущую ситуацию, надо выработать стратегические цели по изменению модели развития нашей экономики», — подчеркнул Сергей Рябухин.
Он отметил, что в ходе обсуждения проекта федерального бюджета во втором чтении в Государственной Думе был принят целый ряд очень важных поправок. В частности, были увеличены бюджетные ассигнования на оказание государственной поддержки сельского хозяйства на 20 миллиардов рублей, на создание системы по производству электрической и тепловой энергии на территории Республики Крым в размере 25 миллиардов рублей, на развитие инновационных территориальных кластеров — 1,25 миллиардов рублей.
В бюджете на 2015 год также были решены вопросы, неоднократно поднимавшиеся Советом Федерации. В частности, предложение Правительству проработать вопрос об использовании, находящихся в собственности Минобороны России и невостребованных военнослужащими квартир, для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сергей Рябухин сообщил, что восстановлены объемы межбюджетных трансфертов на финансирование дорожной деятельности в регионах до 21,8 миллиардов рублей.
Во исполнение первого пункта антикризисного плана предусмотрено увеличение бюджетных кредитов регионам на 160 миллиардов рублей. Общий объем средств на указанные цели составит 310 миллиардов рублей.
Конструктивным можно назвать распределение в начале года 148 миллиардов рублей кредитов на рефинансирование задолженности, подлежащей погашению в 2015 году, по рыночным заимствованиям. «Регионам эти деньги очень нужны, но для многих они останутся недоступными из‑за трудновыполнимых условий».
Такого большого объема кредитов еще не было, подчеркнул сенатор. «И эти кредиты, разумеется, помогут субъектам в этом году. Однако на фоне повышения долговой нагрузки сокращение общего объема межбюджетных трансфертов в 2015 году негативно отразится на финансовом состоянии регионов и приведет к необходимости не только дальнейшего уменьшения инвестиций в инфраструктуру, но и к неоправданному сокращению сети государственных и муниципальных учреждений, а это больницы, школы, библиотеки».
Снижение безвозмездной финансовой помощи существенно ограничит возможности регионов и в реализации антикризисных мероприятий.
«Поэтому диалог с Правительством о поддержке субъектов в этом году мы считаем неоконченным. Мы будем отслеживать ситуацию и вносить предложения по дополнительным мерам поддержки регионов», — подчеркнул Сергей Рябухин.
Министр финансов России Антон Силуанов отметил, что внесение изменений в бюджет на текущий год вызвано необходимостью как можно быстрее реализовать антикризисные меры, предусмотренные планом Правительства. Речь идет, прежде всего, о поддержке промышленности, социально незащищенных групп населения, индексации пенсий на уровень инфляции, поддержке регионов. «Чем быстрее мы примем эти уточнения, тем быстрее деньги дойдут до получателя».
Необходимость внесения поправок в бюджет вызвана также снижением доходов по сравнению с запланированными показателями, сказал Министр. Общее сокращение доходов составляет 2 процента по сравнению с уровнем 2014 года, что значительно больше запланированного на текущий год.
«Тот объем доходов, который мы в этом году ожидали, по нашим оценкам, может быть получен только к 2017 году. Поэтому необходимо привести расходы в соответствие с доходами бюджета».
Антон Силуанов добавил, что основной объем ресурсов предполагается найти за счет перераспределения расходной части бюджета в размере свыше одного триллиона рублей.
Он отметил, что федеральный бюджет пострадал в большем объеме, поскольку сократились доходы от экспорта. «Регионы также в этом году страдают, в первую очередь, по налогу на прибыль, но в целом доходы регионов растут, их падение к уровню 2014 года не планируется».
Антон Силуанов подчеркнул, что в поправках учтены многие предложения Совета Федерации. В частности, добавлены деньги на дорожную деятельность в регионах, на поддержку социально-ориентированных некоммерческих организаций.
По словам Министра, в первом квартале 2015 года рост доходов бюджетов регионов составил 11 процентов по сравнению к уровню прошлого года. Расходы выросли на 4 процента. При этом, отметил он, 13 регионов еще не выполнили соглашения с Министерством финансов по рефинансированию коммерческого долга, заключенные в 2014 году, суть которых состоит в том, чтобы регионы приняли свои программы по снижению долга. «При предоставлении новых кредитов на замещение бюджетных кредитов и частичное рефинансирование коммерческой задолженности будем обращать внимание на ход исполнения тех обещаний, которые были взяты в субъектах РФ».
«Главное в текущем году основание для балансировки бюджетов – пересмотр тех решений, в первую очередь, по «дорожным картам», по заработным платам, которые были приняты регионами на текущий год», — сказал он.
Антон Силуанов добавил, что в Министерстве финансов готовят изменения в законодательство в части возможности перехода к принципу нуждаемости при оказании социальной помощи.
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова привлекла внимание сенаторов к проблеме неполного использования регионами субсидий и межбюджетных трансфертов. Она сообщила, что по данным на 1 января 2015 года в федеральный бюджет были возвращены неиспользованные остатки субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в объеме 114 миллиардов рублей. «Из этой суммы 30 миллиардов рублей не будут возвращены в регионы, потому что они не подтверждены как объемы, которые будут исполнены субъектами».
Татьяна Голикова подчеркнула, что это свидетельствует, в частности, о несвоевременном исполнении своих полномочий главными распорядителями бюджетных средств.
«По данным за первый квартал, межбюджетные субсидии – основной объем ресурсов, который идет в субъекты, — исполнены только на 9,7 процента при общем исполнении расходов федерального бюджета 27 процентов. Это серьезное отставание». Татьяна Голикова попросила сенаторов привлечь к проблеме внимание руководителей регионов.