В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Проблемы нормативно-правового регулирования учета и налогообложения недвижимого имущества», организованный Комитетами СФ по экономической политике и по бюджету и финансовым рынкам.
В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Проблемы нормативно-правового регулирования учета и налогообложения недвижимого имущества», организованный Комитетами СФ по экономической политике и по бюджету и финансовым рынкам.
В мероприятии приняли участие сенаторы, представители Администрации Президента, Аппарата Правительства, Счетной палаты, федеральных органов исполнительной власти, представителей органов исполнительной и законодательной (представительной) власти регионов, организаций, осуществляющих кадастровый учет объектов недвижимости, хозяйствующих субъектов.
Провел заседание заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Евгений Петелин.
Открывая мероприятие, он подчеркнул актуальность темы «круглого стола», поскольку от решения проблем, связанных с учетом и налогообложением недвижимости, во многом зависит наполняемость региональных бюджетов. «Практически в каждом субъекте Федерации имеются тысячи объектов недвижимого имущества, которые не могут быть учтены. Соответственно, регионы недополучают доходы по налогу на недвижимое имущество».
Заместитель Председателя Совета Федерации Евгений Бушмин подчеркнул, что сенаторы постоянно уделают внимание вопросам налогообложения недвижимого имущества. «Идет создание единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета. Есть «дорожная карта», которая содержит план мероприятий по созданию такой системы».
Процесс введения налога на недвижимость по кадастровой стоимости продолжается более 15 лет, продолжил вице-спикер СФ. По его мнению, возникающие в этой связи проблемы необходимо решать комплексно. «Актуальными являются вопросы максимального учета объектов недвижимости и полнота характеристик этих объектов, государственная регистрация прав на учтенные объекты недвижимости и формирование эффективной системы налогообложения. Кроме того, требуется обеспечить полноту кадастрового учета недвижимого имущества».
Евгений Бушмин считает необходимым обеспечить эффективное взаимодействие Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти регионов России и органами местного самоуправления.
Заместитель Министра экономического развития России Павел Королев подчеркнул, что система учета и налогообложения недвижимого имущества должна способствовать наполнению региональных и местных бюджетов. «От этого зависит исполнение программ социально-экономического развития».
Он напомнил, что с 1 января 2015 года субъекты Федерации получили право взимать налог на имущество физических лиц на основе кадастровой оценки. «С начала этого года таким правом воспользовались 28 регионов. Министерством также разработан ряд законопроектов, направленных на дальнейшее развитие системы кадастрового учета и регистрации прав, проведение комплексных кадастровых работ, стимулирование собственников на оформление прав на недвижимое имущество».
Павел Королев назвал важным шагом в этом направлении закон о комплексных кадастровых работах, который предусматривает проведение мероприятий по уточнению границ учтенных земельных участков.
Заместитель Министра экономического развития рассказал о некоторых подготовленных законопроектах в области учета прав и налогообложения недвижимого имущества. «В частности, разработан законопроект по уточнению понятия «единый недвижимый комплекс», включающего в себя земельный участок с расположенным на нем объектом капитального строительства».
«Подготовлены изменения в Налоговый кодекс РФ, направленные на совершенствование правого регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства. Они будут стимулировать собственников земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, к возведению объектов недвижимости и оформлению прав на жилые дома», – продолжил Павел Королев.
Глава Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Игорь Васильев рассказал о функциях его ведомства, отметив, что регистрация прав на недвижимость в Росреестре носит заявительный характер и происходит только по инициативе правообладателя. В настоящее время ведомство проводит большую работу по верификации базы данных Росреестра.
Аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин констатировал правовой разрыв в законодательстве: граждане РФ обязаны платить налоги, но не зафиксирована их обязанность поставить на учет объект налогообложения. Он также подчеркнул, что законодатель не должен устанавливать непомерные земельный и имущественный налоги.
Аудитор Счетной палаты убежден, что оценкой кадастровой стоимости земельных участков должно заниматься государство, а не частные фирмы.
Заместитель Руководителя Федеральной налоговой службы Светлана Бондарчук напомнила, что региональным властям предоставлены широкие полномочия по определению перечня объектов, принадлежащих юридическим лицам, которые облагаются налогом исходя из кадастровой стоимости.
«Основная проблема состоит в том, что объектом налогообложения являются не только здания, но и расположенные в них помещения, которые являются составной частью этих зданий. И количество помещений по отношению к зданиям увеличивается в сотни раз. Поэтому на регионах лежит задача выверки перечня объектов, которые облагаются налогом, исходя из кадастровой стоимости».
Замглавы ФНС отметила, что в 2020 году заканчивается возможность применения регионами действующего на сегодняшний день законодательства, по которому налог взимается по инвентарной стоимости жилья. «Мы уходим от этой практики и переходим на абсолютно рыночный механизм исчисления стоимости налогооблагаемой базы».
Она сообщила, что за последние два года в налоговый оборот вовлечено около 10 миллионов объектов недвижимости и земельных участков. Этот процесс будет продолжен в 2015 году. «Наступит момент, когда мы вовлечем основной объем земельных участков и объектов капитального строительства в процедуру налогообложения», — подчеркнула она.
Светлана Бондарчук предложила учитывать показатель вовлечения в оборот земельных участков и объектов капитального строительства при оценке деятельности органов местного самоуправления.
* * *
В принятых по итогам заседания рекомендациях отмечается, что все этапы реформирования налогообложения недвижимости должны привести к созданию единого объекта налогообложения. Объединение платы за землю и налогов на недвижимость, предлагаемое в качестве основополагающего принципа реформы налогообложения недвижимости, позволит существенно сократить расходы на администрирование налога и с помощью методов оценки рыночной стоимости всей недвижимости в совокупности (земли и строений) устанавливать такое налоговое бремя, которое сделает объективно невыгодным неэффективное использование объектов недвижимости. Это должно способствовать обновлению производственной базы, развитию территорий, стимулированию эффективного использования земель и объектов недвижимости, а также постепенно вытеснять с наиболее привлекательных для развития экономики городских земель землепользователей, не способных реализовать доходный потенциал объектов недвижимости.
Введение налога на недвижимость должно стать важным шагом в реформировании системы налогообложения в России, поскольку оно позволит сократить число имущественных налогов, упростить процедуру их исчисления, улучшить администрирование и сократить расходы на него.