Содержащийся в Отчете о состоянии российского законодательства пакет системных мер по совершенствованию правового регулирования должен стать основой при формировании государственной политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Об этом заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на заседании палаты.
Содержащийся в Отчете о состоянии российского законодательства пакет системных мер по совершенствованию правового регулирования должен стать основой при формировании государственной политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Об этом заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на заседании палаты.
Она отметила, что во исполнение решения Президиума Совета законодателей был проведен анализ избирательного и бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, местном самоуправлении, культуре, опеке и попечительстве, социальной защите инвалидов.
Совет Федерации уделил большое внимание реализации приоритетов государственной политики в региональном законодательстве, сказала Председатель СФ. «В большинстве регионов работа по реализации федерального законодательства проводится на системной и регулярной основе. Своевременно разрабатываются и принимаются акты, направленные на адаптацию и внедрение в региональное законодательство вновь принятых федеральных норм. Сегодня в основном сформирована необходимая нормативная база для осуществления целенаправленной работы по реализации стоящих перед субъектами Федерации задач».
«Основные усилия регионов были направлены на реализацию положений Послания Президента России Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года и конкретизированных в федеральном законодательстве», – продолжила спикер СФ.
Валентина Матвиенко подчеркнула, что регионы в целом положительно оценивают изменения федерального законодательства, однако они нередко отмечают и недостаточность принимаемых мер. В качестве примера она привела изменения в законодательстве о налогах и сборах. «Регионы оценили их положительно. Однако многие проблемы финансового обеспечения региональных и местных бюджетов остаются нерешенными. Так, объемы налоговых и неналоговых доходов не обеспечивают исполнение расходных обязательств. Поэтому установленные нормативы отчислений федеральных налогов требуют углубленного анализа и, возможно, пересмотра».
Среди главных векторов совершенствования регионального законодательства Валентина Матвиенко назвала разработку проектов законов о поддержке различных форм местного самоуправления, механизмах непосредственного участия населения в его осуществлении и реформирование избирательного процесса на местном уровне, уточнение вопросов проведения местных референдумов.
«Большое внимание субъекты Федерации уделили в отчетный период предложениям по совершенствованию федерального законодательства. Во многом на этот рост повлияло создание Совета законодателей. Он стал эффективным «лифтом», который значительно ускоряет продвижение законодательных предложений регионов на федеральный уровень», – сказала Председатель Совета Федерации.
Валентина Матвиенко констатировала, что материалы Отчета о состоянии российского законодательства эффективно влияют на текущую законодательную практику. «Так, обоснованную тревогу у регионов вызвал закон, передавший часть вопросов местного значения, касающихся сельских поселений, на уровень муниципальных районов. Отмечая общую целесообразность такого шага, регионы выразили обеспокоенность отсутствием механизма передачи муниципальным районам финансовых ресурсов, необходимых для эффективной реализации передаваемых полномочий. Правительством были разработаны изменения в Бюджетный кодекс РФ, решающие эту проблему. Соответствующий закон уже принят и вступил в силу».
Председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин отметил, что при подготовке Отчета было организовано активное взаимодействие с представителями бизнеса и науки, что позволило сформулировать предложения, направленные на решение ряда важных проблем. «Это адресное содействие малому и среднему бизнесу, обеспечение возможности для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей уплачивать налоги и страховые взносы в режиме одного окна. Мы также изучали возможности по повышению авторитета третейских судов, снижению избыточного давления на бизнес со стороны контролирующих органов. Все эти проблемы нашли свое отражение в Отчете».
Владимир Плигин подчеркнул, что одним из показателей инвестиционного климата в стране является предсказуемость и стабильность законодательства. «Высокая интенсивность внесения изменений в законодательство создает негативный социально-психологический фон, влияющий на принятие решений в области инвестиционной деятельности. Стабильность законодательства имеет первостепенное значение, даже в случае если поправки необходимы».
«Роль права, как регулятора общественных отношений, возрастает. При принятии законов необходимо учитывать комплексных характер общественных отношений», – заключил председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству.
Министр юстиции РФ Александр Коновалов одной из важнейших особенностей законотворческого процесса в 2014 году назвал правовое обеспечение интеграции в состав России новых субъектов Федерации.
Министр отметил, что Правительством уже определены основные направления законотворческой работы на 2015 год, которые отражают положения Послания Президента России Федеральному Собранию, в том числе касающихся финансовой, экономической и социальной сферы.
«Очень важно, что регионы принимали активное участие в анализе правоприменительной практики. Предложения субъектов Федерации по корректировке законодательства учитываются при разработке законопроектов», – сказал министр.
Вице-президент РАН Талия Хабриева выразила надежду на сокращение дистанции между предложениями научного сообщества и конкретным законотворчеством. Она обратила внимание на обеспечение качества законотворческой деятельности и призвала к скорейшему принятию закона о нормативных актах.
«Основной вектор российского законотворчества не изменился. Это адаптация правовых регуляторов к состоянию изменяющихся условий жизни общества», – сказала эксперт.
Председатель Комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский назвал важным соблюдение в законодательстве принципа социальной справедливости. «Необходимо обеспечить соблюдение стандартов, предусмотренных социальным законодательством, независимо от того, в каком субъекте Федерации живет тот или иной человек».
Он обратил внимание на большой объем законов, касающихся адаптации социального законодательства Крыма и Севастополя к российским стандартам. «Многие регионы помогали формировать в новых субъектах Федерации социальное законодательство, что на деле продемонстрировало все преимущества федерализма».
По словам Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Фарида Мухаметшина, Отчет свидетельствует, что процесс законотворчества основывается на научно обоснованном, концептуальном подходе.
Он остановился на предложениях по совершенствованию работы в области законодательства. «Зачастую на региональном уровне лучше видно, как нужно решить ту или иную проблему, и это должно найти отражение в федеральном законодательстве».
Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов подчеркнул, что будущее региона – в интеграции Республики в конституционно-правовое пространство Российской Федерации.
«В 2014 году крымскими законодателями были приняты ключевые законы. Была принята и реализована «дорожная карта» по переходу государственного и муниципального управления на действующие в России нормы. Уже подготовлен план первоочередных законопроектов на 2015 год, в том числе об образовании и охране здоровья».
Владимир Константинов обратился с предложением продлить действие ряда переходных положений. По его словам, такое решение будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию Республики Крым.