Проблема совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми детьми в образовательном учреждении общего типа, что составляет сущность инклюзивного образования, очень серьезная, и требует не только формирования отношений между ними, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида в образовательном учреждении комфортным. Такое мнение высказала член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Галина Николаева.
Проблема совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми детьми в образовательном учреждении общего типа, что составляет сущность инклюзивного образования, очень серьезная, и требует не только формирования отношений между ними, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида в образовательном учреждении комфортным. Такое мнение высказала член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Галина Николаева. Она прокомментировала итоги состоявшегося в Совете Федерации «круглого стола» на тему «Состояние и актуальные проблемы законодательного обеспечения инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Сенатор отметила, что с принятием Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» создались дополнительные возможности для обеспечения реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. По ее мнению, многое в инклюзивном образовании зависит от эффективного взаимодействия профильных федеральных министерств и ведомств, деятельности органов исполнительной власти регионов.
Галина Николаева внесла предложение органам исполнительной власти субъектов РФ ответственно подходить к сокращению сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. «Развитие инклюзивных форм должно осуществляться постепенно, по мере реализации комплекса мер, обеспечивающих наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовленных педагогических кадров».
Сенатор указала, что инклюзия не должна заканчиваться выдачей аттестата о среднем общем образовании, важно создать условия для получения выпускниками общеобразовательных школ профессионального образования.
Кроме того, по мнению законодателя, важно вовлекать детей, имеющих ограничения в здоровье, и детей-инвалидов в занятия дополнительным образованием в школах искусств, художественных и музыкальных школах, учреждениях культуры, в общеобразовательных школах. «Эти возможности расширяются в связи с утверждением Правительством РФ Концепции развития дополнительного образования детей».
Галина Николаева обратила внимание на важность привлечения к деятельности по инклюзивному образованию волонтеров, представителей некоммерческих общественных организаций.