ОБСЕ может играть существенную роль в укреплении безопасности при условии сбалансированности своей политики, считает председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. Такое мнение оно высказал, выступая на международном семинаре «Хельсинки +40: перспективы укрепления ОБСЕ», организованном Российским советом по международным делам совместно с Парламентской Ассамблеей ОБСЕ.
ОБСЕ может играть существенную роль в укреплении безопасности при условии сбалансированности своей политики, считает председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. Такое мнение оно высказал, выступая на международном семинаре «Хельсинки +40: перспективы укрепления ОБСЕ», организованном Российским советом по международным делам совместно с Парламентской Ассамблеей ОБСЕ.
«Хотя за прошедшие 40 лет мир кардинально изменился, Хельсинские соглашения сохранили свой авторитет среди важнейших европейских документов. ОБСЕ остается наиболее представительной международной организацией, среди 57 членов которой есть представители Северной Америки и Центральной Азии», — сказал сенатор. Он напомнил, что у истоков организации стояла Парижская хартия для новой Европы 1990 года и собственно Хельсинские соглашения.
Михаил Маргелов отметил, что, как и другие международные институты, созданные участниками «холодной войны», ОБСЕ сегодня подвергается критике. Несмотря на это, «Россия всегда считала, что ОБСЕ может играть существенную роль в укреплении безопасности». «Но это возможно при условии, что она будет работать сбалансировано по всем трем своим направлениям. Пока же бесспорен функциональный и географический перевес «восточной» тематики, не говоря уже о двойных стандартах и откровенной поддержке западных позиций», — подчеркнул он.
Сенатор напомнил, что в 2010 году в Международном суде в Гааге ОБСЕ поддержала право на самоопределение Косово, притом, что никакого согласия Сербии на это не было. «Видимо, потому, что Косово – любимое дитя США. А Крым – нет. Россия предупреждала тогда, что косовский прецедент откроет дорогу европейскому сепаратизму ирландцев, шотландцев, басков, каталонцев и проч. Говорилось тогда и о неоднородности государственного образования на Украине. И никакая уникальность косовской истории этот процесс не остановит – он уже идет. Тем более, что ничего уникального в косовском самоопределении нет», — подчеркнул Михаил Маргелов.
По его словам, после последнего саммита НАТО стало очевидным, что в Европе строится новая стена. «НАТО готово продолжить свое движение на Восток, наращивает вооружение на границах с Россией. При этом, наряду с исламским экстремизмом среди врагов НАТО в первых рядах значится Россия. Следует естественный ответ – Россия готовит новую военную доктрину, принимает планы экстренного перевооружения всех родов войск», — сказал сенатор.
«НАТО сегодня прекратила отношения с Россией. А ОБСЕ даже не комментирует эту новую угрозу безопасности в Европе. Хотя вполне обоснованно с учетом санкций говорить можно о новом издании политики сдерживания времен «холодной войны», — подчеркнул Михаил Маргелов.
Между тем, задачи ОБСЕ по безопасности отличаются от блокового подхода НАТО. ОБСЕ без правил «холодной войны» должна заботиться о неделимой безопасности. Сегодня же усугубляющийся раскол по линии Восток – Запад не обеспечивает единства исполнения предписаний ОБСЕ. Угроза интересам государств Европы сегодня исходит, в основном, из‑за ее пределов – из Ближнего Востока, Африки, Азии. Активизация терроризма в этих регионах в целом это подтверждает. «Мы не знаем, как поведут себя воюющие в рядах Исламского государства европейцы, вернувшись домой, к чему приведут его угрозы, опирающиеся на сторонников халифата в Европе. Но преждевременно на второй план ушла опасность войн и конфликтов внутри самих европейских государств? Была Югославия, теперь Украина», — сказал парламентарий.
По мнению Михаила Маргелова, ОБСЕ недостает организационной полноценности, юридически обязывающего Устава. «Она должна отбросить практику двойных стандартов и быть верной принципу неделимости безопасности. А пока что в Европе укрепляются разделительные линии. А ОБСЕ зачастую защищает безопасность одних своих членов от других».