Комитет СФ по экономической политике в рамках Дней Новосибирской области в Совете Федерации провел расширенное заседание, посвященное кластерной политике как инструменту формирования инновационной экономики.
Комитет СФ по экономической политике в рамках Дней Новосибирской области в Совете Федерации провел расширенное заседание, посвященное кластерной политике как инструменту формирования инновационной экономики.
Временно исполняющий обязанности первого заместителя Губернатора Новосибирской области Анатолий Соболев, выступая перед сенаторами, подчеркнул, что область исторически является инновационно-ориентированным субъектом Федерации. «Руководство региона сконцентрировало свое внимание на группе высокотехнологичных предприятий, имеющих большой потенциал, способствовало формированию на их базе инновационных территориальных кластеров».
Стратегией социально-экономического развития области до 2025 года кластерная политика определена генеральным направлением реализации конкурентных преимуществ и поддержки точек роста, подчеркнул Анатолий Соболев. «Для организации территориального инновационного кластера Новосибирская область обладает развитой научно-исследовательской, производственной и бизнес-инфраструктурой, системой технопарков. Ключевыми игроками реализации кластерной политики являются наука, бизнес и власть».
«В области разработаны программы развития пяти кластеров по разработке и внедрению информационных, телекоммуникационных, биотехнологий и биотехнологий производства фармацевтических препаратов. Два направления получили поддержку Правительства РФ в виде объединенного кластера – Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области», – сообщил врио первого заместителя Губернатора.
По его словам, в 2013 году на поддержку региональных кластеров выделены субсидии из федерального бюджета на общую сумму 149 миллионов рублей, в том же объеме было выделено финансирование из областного бюджета.
Анатолий Соболев отметил, что анализ основных проблем реализации кластерной политики в области выявил несколько системных проблем, требующих решения на федеральном уровне. К ним, в частности, он отнес несовершенство законодательной базы и отсутствие единого подхода к формированию государственной кластерной политики в субъектах Федерации.
«Регион сталкивается с неурегулированностью вопросов кластерного развития, большим количеством административных структур, участвующих независимо друг от друга в процедурах принятия решения по кластерной тематике», – указал врио первого заместителя Губернатора Новосибирской области.
Он отметил также отсутствие программ государственной поддержки развития инновационных территориальных кластеров и кластерных проектов в стране на среднесрочную и долгосрочную перспективу по направлениям, инструментам и объемам государственной поддержки.
«Кроме того, пока нет разработанной и апробированной системы мониторинга показателей эффективности кластерной политики в целом и в разрезе регионов, включая систему управления реализацией кластерной политики, экономической эффективности кластера», – сказал Анатолий Соболев.
Он поставил вопрос о необходимости разработки проекта федерального закона о кластерной политике в России и государственной программы развития инновационных кластеров в субъектах Федерации.
Глава администрации районного поселка Кольцово Новосибирской области Николай Красников на примере развития инновационного кластера «Кольцово» рассказал о достижениях, проблемах региональной кластерной политики и путях их решения.
«Наукоград Кольцово стал территорией базирования биофармацевтического кластера, в котором работают более 40 компаний. Разрабатываются уникальные вакцины, в том числе от ВИЧ, кори, гепатита А. Результаты работы демонстрируют, что кластеры являются эффективным инструментом управления и стимулирования экономического и социального развития территории».
Николай Красников подчеркнул, что важнейшей качественной характеристикой программы развития кластера является ориентация на увеличение не только чисто экономических показателей – объема отгруженной продукции, выручки предприятий, численности работников, их заработной платы, но и рост числа научных исследований и объема инвестиционных затрат.
В числе главных задач, которые необходимо решить для повышения эффективности функционирования инновационного кластера, Николай Красников назвал устранение высоких административных барьеров при регистрации новых медицинских изделий, разработку федеральной программы по поддержке инновационных кластеров и законодательное обеспечение основ работы кластеров.
* * *
Члены Комитета СФ по экономической политике поддержали предложение делегации Новосибирской области о разработке проекта федерального закона о кластерной политике в Российской Федерации. Сенаторы признали необходимым разработку государственной программы развития инновационных кластеров в субъектах Федерации и оказание поддержки из федерального бюджета реализации программы развития инновационного территориального кластера информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области.