Проблема гражданства в настоящее время требует самого пристального внимания, отметил член российской делегации, первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Алексей Александров. Он прокомментировал дискуссию в ПАСЕ по вопросу «Доступ к гражданству и эффективное применение Европейской конвенции о гражданстве».
Проблема гражданства в настоящее время требует самого пристального внимания, отметил член российской делегации, первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Алексей Александров. Он прокомментировал дискуссию в ПАСЕ по вопросу «Доступ к гражданству и эффективное применение Европейской конвенции о гражданстве».
Сенатор назвал своевременным обращение европейских парламентариев к одному из ключевых международных документов в данной сфере – Европейской конвенции о гражданстве.
По словам Алексея Александрова, на момент подписания этого документа в ноябре 1997 года, российские парламентарии в ПАСЕ рассчитывали, что Конвенция станет серьезным инструментом воздействия на государства, чье законодательство в вопросах гражданства носит, прямо или косвенно, дискриминационный характер по отношению к некоренному населению.
«Однако сегодня прежняя уверенность российской стороны подрывается рядом обстоятельств», — заметил сенатор. В частности, подписание Конвенции некоторыми европейским странами, например, Латвийской Республикой в 2001 году, не изменило качественно позиций этого государства — члена Совета Европы по вопросу лишенных гражданства бывших граждан СССР. «Наша страна не почувствовала сколько‑нибудь серьезного давления со стороны стран-членов Совета Европы на страны Прибалтики в связи с этим. Более того, недопустимая ситуация с апатридами не стала предметом внимания ни в ходе принятия стран Балтии в европейские структуры, ни позднее».
Также важным аргументом для России, по словам Алексея Александрова, является тот факт, что даже в странах, ратифицировавших Конвенцию, имеет место фундаментальное отступление от ее принципов. В первую очередь, принципа недискриминации, согласно которому правовые нормы государства-участника по вопросам гражданства не должны содержать дискриминации по признаку пола, религии, расы, национального или этнического происхождения.
Российский парламентарий назвал дискриминацией в отношении прав этнических русских и русскоязычных украинских граждан сегодняшнюю ситуацию на Украине, которая, кстати, ратифицировала Конвенцию еще 21 декабря 2006 года.
Сенатор напомнил, что Верховная Рада Украины сразу после силового захвата власти в Киеве приняла постановление об отмене закона о языках. «Это угроза прямого нарушения законных прав русских, поляков, румын и других традиционно проживающих на Украине народов. И хотя данное решение не было законодательно оформлено, настроение нынешних киевских властей очевидно», — считает парламентарий.
Алексей Александров поддержал содержащуюся в тексте Доклада ПАСЕ озабоченность по поводу большого количества лиц без гражданства, включая детей, в некоторых государствах. Однако он не согласился с тем, что Россия попала в число таких стран. «Российские власти, в отличие от властей государств Прибалтики, выдавали паспорта гражданам бывшего СССР, не подвергая их унизительным процедурам выяснения того, откуда они и их родители приехали жить в нашу страну».
Сенатор проинформировал, что совсем недавно Государственная Дума по инициативе Правительства РФ приняла в первом чтении закон о введении упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации. «Эти новые меры будут способствовать соблюдению прав человека и социальной стабильности на всем постсоветском пространстве», — подчеркнул Алексей Александров.