Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) Юрий Чиханчин выступил перед членами Совета Федерации в рамках «правительственного часа». Свое выступление он посвятил проблемам деофшоризации российской экономики, деятельности Службы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) Юрий Чиханчин выступил перед членами Совета Федерации в рамках «правительственного часа». Свое выступление он посвятил проблемам деофшоризации российской экономики, деятельности Службы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
«Принятие в прошедшем году поправок в российское антиотмывочное законодательство позволило подтвердить международному сообществу, что Россия соответствует всем требованиям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и других международных организаций.
Россия показала, в государстве создан антиотмывочный механизм, и на сегодняшний день он соответствует международным стандартам», – отметил Юрий Чиханчин.
Он выделил четыре условные подгруппы представителей финансового сектора российской экономики, которые нарушают антиотмывочное законодательство.
Организации, которые сами создают и распространяют криминальный бизнес, втягивая в него своих клиентов. «Нужно отметить, что это очень высокодоходный бизнес. «Теневая площадка» с большими оборотами берет до семи процентов за свои «услуги». Эти организации, как правило, попадают под санкционные меры, в том числе лишение лицензии», – пояснил Юрий Чиханчин.
Теневые преступные группы, которые используют несколько финансовых организаций, нередко «втемную». «В этом случае деятельность преступников пресекается, банки в зависимости от их роли и участия санируются, либо принимаются иные меры», – сказал Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Финансовые организации, которые нарушают нормы закона в определенных случаях, например, не соблюдают сроки предоставления информации. «Такие организации подвергается изучению. Как правило, основной причиной нарушений является слабое знание нормативных актов и отсутствие контроля со стороны руководства», – отметил Юрий Чиханчин.
Законопослушные организации, которые в силу неурегулированности тех или иных вопросов попадают в сложные ситуации. В этом случае работает целый механизм по решению проблем, подчеркнул Директор Службы.
Юрий Чиханчин заявил, что благодаря совместным усилиям различных государственных органов удалось значительно сократить вовлеченность банков в крупную теневую деятельность, определить отрасли, наиболее подверженные проникновению незаконных схем.
Докладчик обозначил ряд проблем, решением которых необходимо активно заниматься.
«Во‑первых, не наблюдается сокращения теневого сектора покупки-продажи наличной иностранной валюты.
Во‑вторых, денежные потоки уходят в другие сектора, в том числе нефинансовые. В частности, в потребительские кооперативы, почту, рынок ценных бумаг, сетевые магазины, которые либо слабо урегулированы, либо находятся практически в безнадзорном состоянии, как, например, рынок оборота драгоценных металлов.
В‑третьих, получили широкое распространение новые виды финансовых операций. Например, широкий спектр электронных платежей, платежных терминалов, операторов платежей и виртуальных средств значительно затрудняет контроль за денежными потоками и проведение финансовых расследований.
В‑четвертых, недостаточная координация между надзорными и правоохранительными органами приводит к тому, что расследование затягивается на годы. Материальные средства, полученные в результате преступления, исчезают, уходят в другие юрисдикции и практически не подлежат возврату потерпевшей стороне, в том числе государству», – сказал Юрий Чиханчин.
Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу обозначил пути решения обозначенных проблем. По его словам, нужна поддержка в становлении мегарегулятора. «Это позволит более системно выстраивать государственную политику в области регулирования финансовых организаций и вырабатывать единые правила надзорной деятельности».
«Кроме того, необходимо создать механизм раннего предупреждения о рисках и угрозах, складывающихся в финансовых организациях, в отраслях, регионах на основе данных Росфинмониторинга», – подчеркнул Юрий Чиханчин.
По его словам, следует еще раз оценить нормативные акты, регламентирующие деятельность финансовых организаций и контрольных органов. «Нужно предусмотреть меры ответственности кредитных и некредитных организаций за предоставление недостоверной, неполной и некачественной информации».
«Требует настройки механизм оценки причастности сотрудников финансовых организаций к совершению противоправных действий. Необходимо усилить ответственность банков, в которые перешли клиенты из кредитных организаций, лишенных лицензии. Кроме того, предлагаю вернуться к рассмотрению вопроса о перемещении наличной валюты через границу, ограничив ее объем 15 тысячами евро», – сказал Юрий Чиханчин.