Все новости

Арктические районы Якутии: 13 или 5?

Что Республика Саха (Якутия) ожидает от федеральной госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»? Что получит реально? И по какому принципу определялись территории Арктической зоны России?
Об этих и других стратегических для Якутии вопросах шла речь на заседании постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии


Что Республика Саха (Якутия) ожидает от федеральной госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»? Что получит реально? И по какому принципу определялись территории Арктической зоны России?
Об этих и других стратегических для Якутии вопросах шла речь на заседании постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии, которое провел его председатель Владимир Прокопьев.

Предметом обсуждения стали проект федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» и уже упомянутой федеральной госпрограммы. Депутатов интересовало: что из предложений Якутии туда вошло?

Заместитель министра экономики и промышленной политики РС (Я) Наталья Дягилева напомнила их предысторию: «В ноябре 2012 года проблемы развития Дальнего Востока и Забайкалья были рассмотрены на заседании Госсовета под председательством президента РФ В. Путина. В результате, правительству РФ было поручено внести изменения в законодательство для создания условий развития региона. Кроме того, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ В. Штыров инициировал разработку федерального закона о социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Забайкалья».

При этом проект федерального закона должен установить правовой режим ведения хозяйственной, производственной, инвестиционной деятельности на этих территориях и т. д. Установлен перечень налоговых преференций для хозяйствующих субъектов региона. Правда, с условием. Например, налогоплательщики не должны быть участниками консолидированной группы налогоплательщиков. «И если законопроект будет принят, улучшится собираемость налогов от крупных госкорпораций, работающих в Якутии. А значит, доход в бюджет», – сказала Н. Дягилева.

Как считает представитель Минэкономики, все время подготовки этих документов Якутия занимала активную позицию.

— Республика предложила решать вопросы не точечно – строить школы, больницы и т. д. Мы предпочли сосредоточиться на кластерном подходе – формировать площадки экономического роста, и там создавать условия для развития производства и жизни людей, – говорила она.

В итоге в программу вошли три проекта от республики: «Комплексное развитие Южной Якутии», «Комплексное развитие Западной Якутии и севера Иркутской области», а также «Создание минерально-сырьевого кластера на базе Яно-Колымской провинции РС (Я) и Магаданской области».

Госпрограмма, в которой 12 подпрограмм, была утверждена правительством РФ в марте 2013 года. Общий объем финансирования – более 10 триллионов рублей. В свое время правительство республики подало свои предложения по 11 подпрограммам на 4 с лишним триллиона рублей. Однако в конце концов утвердили лишь половину – на 2 триллиона 356 млрд рублей.

Между тем, сейчас уже стоит задача принять новую редакцию целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года». Регионам предложено подготовить предложения по ее корректировке. Этим занимаются в Минэкономики РС (Я), формируя предложения по включению в нее строительства дополнительных объектов для Якутии. Причем сроки сжатые. До декабря надо успеть.

Однако вопросов к правительству у депутатов оказалось много.

Матвей Евсеев поинтересовался, почему в программу вошло всего три проекта от Якутии. Причем, два – на паях с соседями.

— Иркутяне говорят, что «Комплексное развитие Западной Якутии и севера Иркутской области» – это их программа. «Создание минерально-сырьевого кластера…» больше тяготеет к Магаданской области. И магаданцы тоже говорят, что это их программа. А где чисто республиканские проекты? Такие, которые надо продвигать и к лоббированию которых на федеральном уровне мог бы подключиться парламент? – полюбопытствовал он. После чего окончательно раскритиковал действия правительства: «Когда будут выделять деньги, то мы останемся ни с чем. Это что за работа?»

По мнению депутата, совершенной ошибкой будет вкладывать деньги в создание поселка Эльга, на что из консолидированного бюджета предусмотрено 56 млрд рублей.

— Сегодня в депрессивном состоянии Нерюнгри. Завтра то же ждет Мирный, Удачный, Айхал. Потому что меняются технологии, производство и вырабатываются карьеры быстрее, чем предполагалось. А мы еще Эльгу в тот же депрессивный разряд запишем. Надо разобраться с приоритетами – вкладывать деньги в Нерюнгри, Мирный, чтобы люди потихоньку расселялись. Через пять лет эти города станут огромной проблемой: там уже сегодня не нужно столько работающих…

В результате, по инициативе Владимира Прокопьева, эти и другие прозвучавшие замечания было решено буквально в три дня оформить и оперативно передать правительству. Время не ждет.

* * *

.Достаточно бурно шло и обсуждение проекта федерального закона «Об Арктической зоне РФ» и госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ до 2020 года».

Как заметила Н. Дягилева, для Якутии это имеет особый интерес – почти половина ее территории в Арктике. Вот почему, сказала она, правительство республики активно готовило предложения по законодательному регулированию всех нюансов.

— Сегодня идет работа над проектами федерального закона об Арктической зоне РФ и госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ до 2020 года». Правительство РС (Я) направило свои предложения по ним, но в последнем варианте законопроекта «Об Арктической зоне РФ» предложения Якутии о четком обозначении территорий РФ, входящих в Арктическую зону, так и не были учтены. Даже несмотря на то, что на этом настаивали и другие субъекты России, – поведала она.

При этом уже в ходе работы над законопроектом, оказалось, что к арктической зоне могут быть отнесены всего 5 районов Якутии. Такой проект распоряжения подготовило Министерство регионального развития РФ. Оказывается, федеральный центр включал в перечень арктических только те территории, которые находятся в сухопутной прибрежной зоне Арктики. Якутия же предлагает считать ими все районы, что Полярным кругом.

— Республика настаивает, чтобы туда включили не 5, а 13 муниципальных образований, – сказала Н. Дягилева. – Письма направлены и Минрегион РФ, и в Минэкономразвития России. В сентябре 2013 года на совещании у заместителя Председателя Правительства РФ Д. Козака, где шел разговор о ходе подготовки проекта акта о составе сухопутных территорий Арктической зоны РФ, принято решение определить состав этих территорий в программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ до 2020 года» без принятия отдельного документа. Тем не менее, республика стоит на своем…

Безусловно, депутатов очень удивило, почему арктическими в Якутии оказалось всего 5 районов, а скажем, не 4 или 2. И заинтересовало, по какому критерию вообще шел отбор.

— На каком основании отбирались эти районы? Обращались ли с запросами в научные институты, чтобы те изучили и дали заключение по поводу нашего температурного режима? – поинтересовался Петр Амосов. – Ведь на Ямале все же теплее, чем у нас.

— То, что в этот перечень попали всего пять районов Якутии – это нонсенс, – высказала точку зрения Елена Голомарева. – Считаю, надо создать рабочую группу, детально изучить все документы и разбираться…

Несправедливость столь специфического отбора «арктических» и «неарктических» районов Якутии, добрая часть которых за Полярным кругом, очевидна. Поэтому депутаты намерены и сами разобраться с этим, и правительству рекомендовали работать с федеральными органами власти дальше.

— Судя по той работе, которая проведена, нельзя сказать, что правительство ничего не делало. Но результат не всегда от нас зависит. Эти два законопроекта очень важны для Якутии. Поэтому надо просить правительство усилить работу в этом плане, – подвел черту дебатам В. Прокопьев.

После этого члены комитета рассмотрели еще ряд вопросов. И в частности, законодательные инициативы его председателя В. Прокопьева. Это законопроекты «О внесении изменений в ст. 9 и 10 Закона РС (Я) «Об охране окружающей среды РС (Я)» и «О внесении изменений в Закон РС (Я) «Об отходах производства и потребления на территории РС (Я)».