Все новости

Систему местного самоуправления в России необходимо модернизировать, считает С. Киричук

Сегодня изменения в сфере местного самоуправления как института публичной власти не носят фундаментальный характер, что не позволяет кардинально повысить ее эффективность, заявил председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.


Сегодня изменения в сфере местного самоуправления как института публичной власти не носят фундаментальный характер, что не позволяет кардинально повысить ее эффективность, заявил председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.

киричук
киричук

Законодатель отметил, что за десять лет реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в регионах и муниципалитетах возникло много вопросов и противоречий в позициях муниципального сообщества, руководителей регионов, федеральных структур, ответственных за развитие МСУ. Вместе с тем, накоплен огромный положительный опыт: появление выборности представительных органов, целевого метода бюджетирования, управления собственностью, территориального общественного самоуправления, общественных слушаний, программное планирование.

Говоря о главной проблеме местного самоуправления, Степан Киричук отметил дисбаланс между доходными источниками и расходными полномочиями. Это усугубляется негативной практикой передачи муниципалитетам полномочий, не обеспеченных финансами, причем, нередко не просчитывается даже их стоимость. Продолжает доминировать подход к МСУ не как к основанному на самоорганизации граждан ресурсу развития государства и общества, а как к нижнему уровню власти, которую необходимо встраивать в управленческую вертикаль.

Сенатор в качестве отрицательного опыта отметил также «бездумные меры по механическому укрупнению сельских поселений, попытки трансформации муниципальных районов в городские округа, сокращение штатов муниципальных администраций или численности депутатов аппарата представительных органов муниципальных образований».

По мнению главы профильного комитета, настало время, когда крайне необходимо развивать механизмы, работающие как на увеличение доходов, так и на оптимизацию расходов местных бюджетов для наиболее эффективного решения вопросов местного значения, реализации муниципальных положений. «Необходимо также выявить пробелы или противоречия в законодательстве, установить, как на работу этих механизмов влияют сами муниципалитеты, а как – государство. Революции в системе межбюджетных отношений в обозримом будущем не предвидится, поэтому надо четко понимать, что федеральные решения по увеличению доходной части местных бюджетов путем механического перераспределения уже имеющихся доходов от налогов и сборов не ведут сейчас и не приведут в будущем к существенному финансовому оздоровлению на местах».

Степан Киричук выразил уверенность в том, что повысить эффективность МСУ можно, укрепляя обратную связь. «Жители должны быть включены в систему муниципального управления. Для этого необходимо убрать все преграды перед общественными инициативами, практиковать проекты бюджетов по депутатским округам, открыть все доходы и расходы перед всеми жителями, бюджетную роспись выложить у входа в администрации и заполнять ее ежедневно. В целом, чиновникам надо понять саму природу МСУ: народ — носитель власти, в вы – служащие. Безусловно, это очень непросто. Если главам муниципальных округов, муниципальных администраций, депутатам нет причин отводить глаза от жителей – тогда можно преодолеть все проблемы».


C. Катанандов: Местное самоуправление создает условия для социально-экономического развития каждого муниципалитета страны

Катанандов
Катанандов

Российская модель местного самоуправления отвечает общеевропейским требованиям организации этого института власти, отметил первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов.

Парламентарий пояснил, что с 1993 года велась активная работа по сближению российского законодательства с международным.

«Чтобы новый закон был современным и соответствовал мировоззрению, которое с нашей точки зрения представлялось перспективным для нашей страны, было необходимо ориентироваться на европейское законодательство. Поэтому Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был написан после присоединения России к кругу государств, ратифицировавших Европейскую Хартию местного самоуправления».

«За десятилетие со дня реализации закона в него было внесено более пятисот поправок, изменений, дополнений. Внесены изменения и в Бюджетный, Трудовой кодексы, появился закон о муниципальной службе, изменилось избирательное законодательство. Эта большая работа в Совете Федерации, Администрации Президента, Правительстве РФ осуществлялась при участии Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Союза городов России», — подчеркнул Сергей Катанандов.

Говоря об основных направлениях совершенствования деятельности органов местного самоуправления, законодатель, в частности, отметил работу по улучшению качества власти, разделению полномочий и поэтапному наполнению их финансами. «Важно развивать собственную инициативу, желание руководителей муниципальных органов искать дополнительные источники дохода. Для роста доходов в ряде регионов муниципалитеты привлекают население к софинансированию проектов по решению вопросов местного значения, развивают межмуниципальное сотрудничество и муниципально-частное партнерство».

«Сегодня совершенно очевидно, что местное самоуправление как институт публичной власти развивается и создает условия для социально-экономического развития каждого муниципалитета страны»,- заключил Сергей Катанандов.


А. Чернецкий: Россия выстроила конструктивные и доброжелательные отношения с КМРВСЕ

22-05 Чернецкий 1
22-05 Чернецкий 1

Россия выстроила конструктивные и доброжелательные отношения с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ), которые можно считать образцом взаимодействия РФ с международными организациями.

Об этом заявил первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий в преддверии расширенного заседания Совета по местному самоуправлению, посвященного 15-летию ратификации Россией Европейской хартии местного самоуправления. Мероприятие, в котором примет участие председатель КМРВСЕ Хервиг ван Стаа, проведет 17 октября спикер СФ Валентина Матвиенко.

«С Конгрессом у России сложились действительно хорошие отношения. Сотрудничество очень конструктивное, в КМРСВЕ внимательно относятся к инициативам нашей делегации. Если нам и указывали на какие‑то недоработки, то это было всегда доброжелательно, с единственной целью – решить имеющиеся проблемы. Крайне уважительно к российской делегации относится председатель Конгресса Хервиг ванн Стаа», — сказал сенатор.

По его словам, активность делегации РФ в Конгрессе и авторитет России в растет с каждым годом. «Много наших представителей работает в руководящих органах КМРВСЕ, активны представители российских муниципальных властей. Дважды на Конгрессе выступала Валентина Матвиенко: один раз, будучи Губернатором Санкт-Петербурга, второй – в качестве Председателя Совета Федерации. Стоит отметить также большую работу, проведенную главой нашей делегации – Светланой Орловой».

* * *

Конгресс местных и региональных властей является форумом для проведения встреч и дискуссий представителей избираемых органов местной и региональной властей. Конгресс был учрежден в 1994 году и на данный момент является неотъемлемой частью Совета Европы, организации, насчитывающей в настоящее время 47 государств-членов. КМРВСЕ состоит из двух палат: Палаты местных властей Конгресса и Палаты регионов. Функционирование Конгресса обеспечивается Секретариатом, возглавляемым Генеральным секретарем, избираемым Конгрессом на срок 5 лет с возможностью переизбрания. Местом работы Секретариата является Дворец Европы в Страсбурге (Франция).


Ф. Мухаметшин: Государством создан механизм, позволяющий муниципальным образованиям обеспечивать права и свободы граждан

Мухаметшин 1
Мухаметшин 1

Важнейшим достижением последних лет стала реализация конституционных гарантий граждан Российской Федерации по организации местного самоуправления, которое действует самостоятельно в пределах своих полномочий и не входит в систему органов государственной власти. На федеральном и региональном уровнях сформирована адекватная законодательная база, созданы необходимые условия для активного развития экономики и социальной сферы территорий, заявил Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин.

Он отметил, что ратификация Российской Федерации Европейской Хартии местного самоуправления ознаменовала начало нового этапа формирования активной гражданской позиции россиян на низовом уровне властных отношений. «Нелегкий путь реформ, на который встало СНГ и, прежде всего, наша страна – был насыщен неоднозначными событиями в области государственного строительства, федеративных отношений, в целом – пассионарности населения».

По словам Фарида Мухаметшина, особенностью становления системы муниципалитетов в Татарстане явилась опора на поселенческую модель местного самоуправления. Ее главным достоинством стало максимальное приближение публичной власти к населению. Причем, за основу было взято исторически сложившееся территориальное деление сельских, поселковых и городских образований. «Многолетние традиции подсказывали нам нецелесообразность перекраивания карты республики, нарушения устоявшихся связей и отношений между людьми. На сегодняшний день в основном решены вопросы законодательного обеспечения передачи муниципалитетам отдельных государственных полномочий в области образования, здравоохранения, социального обслуживания, ЗАГСа, молодежной политики, в сфере земельных и имущественных отношений».

Фарид Мухаметшин констатировал, что «в целом, все 914 муниципальных образований в Татарстане проводят активную и самостоятельную инновационную экономическую политику на своей территории. Акценты делаются на развитии транспортной, коммунальной, логистической инфраструктуры и подготовке кадров, расширении их налогооблагаемой базы. Большой пласт работы связан с реализацией земельного законодательства. Важно то, что сегодня установлены взаимосвязанные и взаимодействующие между собой правовые институты, предоставляющие возможности структурам муниципальных образований в должной мере обеспечивать права и свободы человека и гражданина. Абстрактное демократическое право на свободу реализуется здесь в конкретном праве на осуществление местного самоуправления».


В. Панкращенко: Диалог в рамках КМРВСЕ помог при подготовке и проведении муниципальной реформы в России

 Постоянный диалог в рамках Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) существенно помог Российской Федерации при подготовке и проведении муниципальной реформы, начавшейся в начале 2000-х годов, заявил исполнительный директор Общероссийского Конгресса муниципальных образований (ОКМО) Виктор Панкращенко.

Виктор Панкращенко констатировал, что «ратификация Российской Федерацией Европейской Хартии местного самоуправления позволила нашей стране стать полноправным членом Совета Европы, участвовать в работе Парламентской Ассамблеи СЕ (ПАСЕ) и Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Стало возможным проведение внешнего мониторинга идущих в государстве процессов, касающихся сферы региональной и местной демократии, регулярный обмен опытом функционирования МСУ в различных странах – членах СЕ, воздействие на процессы развития местной и региональной демократии в этих странах».

«Признавая Хартию, мы подтверждаем объективный факт нахождения нашей страны на стадии постиндустриального развития, для которого процессы децентрализации и развития структур гражданского общества являются органичными», — подчеркнул исполнительный директор ОКМО.

Говоря об актуальных проблемах местного самоуправления, Виктор Панкращенко отметил, что «они являются продолжением системных особенностей российской экономики — ее раздаточно-ресурсного характера». Это, по его словам, неизбежно приводит к абсолютизации роли центральных структур, построению вертикальных схем сбора ресурсов (в виде налогов) и их последующей «раздачи» (в виде трансфертов, субсидий, дотаций). «В этой связи, местное самоуправление всегда будет вторично по отношению к федеральному и региональному уровням бюджетно-финансовой системы. Именно поэтому перспективы развития МСУ могут быть связаны либо с «перетягиванием» на себя ресурсов в диалоге, в первую очередь, с региональными властями, либо с поиском внутренних ресурсов развития территорий, а именно — созданием максимально благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса».