Все новости

В СФ обсудили тему подготовки кадров на примере образовательного кластера Омской области

В Совете Федерации в рамках Дней Омской области состоялось расширенное заседание Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике на тему «Эффективность системы образования как фактор развития кадрового потенциала региона»


В Совете Федерации в рамках Дней Омской области состоялось расширенное заседание Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике на тему «Эффективность системы образования как фактор развития кадрового потенциала региона».

Как отметил, открывая мероприятие, первый заместитель председателя Комитета СФ Виктор Косоуров, проблема обеспечения экономики России квалифицированными профессионалами стоит в последние годы довольно остро. Их нехватка ощущается не только на производстве, но и в социальной сфере, а также в туризме и на транспорте. Сенатор подчеркнул, что система подготовки кадров нуждается в совершенствовании. «Без этого не возможен инновационный прорыв, развитие сферы высоких технологий».

Парламентарий напомнил, что Президент РФ Владимир Путин поставил задачу создать 25 миллионов рабочих мест к 2025 году. Работа в этом направлении уже ведется, отметил Виктор Косоуров. «Практика показывает, что там, где создаются такие рабочие места, достигается так называемый синергетический эффект по всем направлениям: по эффективности, по повышению производительности труда, по решению социальных задач, включая уровень заработной платы и улучшение условий труда.

Как считает Виктор Косоуров, задача создания рабочих мест должна решаться параллельно с задачей по подготовке кадров соответствующего качества, что требует повышения эффективности работы системы образования.

В ходе заседания Министр образования Омской области Сергей Алексеев проинформировал коллег о ситуации в образовательной сфере в регионе и решении кадровых проблем. В частности, по его словам, стимулом к усилению сотрудничества образовательных учреждений и предприятий промышленности является развитие производственных кластеров.

В Омской области, сообщил Министр, реализуется проект по научно-кадровому обеспечению «Парк», в рамках которого создаются новые производства, и ведется подготовка высококвалифицированных специалистов.

Участники расширенного заседания Комитета СФ положительно оценили опыт Омской области в сфере подготовки кадров. Как отметил Виктор Косоуров, подобные кластеры — весьма эффективная модель, которую целесообразно использовать по всей стране.

По словам министра образования Омской области Сергея Алексеева, который выступил с докладом на расширенном заседании комитета, «система образования как фактор развития кадрового потенциала включает в себя несколько сложных многофакторных процессов». К ним министр образования отнес профориентацию и профильную подготовку в общеобразовательной школе, профессиональное образование и обучение в профессиональных образовательных организациях, а также процесс переподготовки и повышения квалификации.

С 2012 года в Омской области реализуется профориентационный проект «Экономика региона в руках молодого поколения», направленный на подготовку молодых специалистов для предприятий региона по принципу «со школьной скамьи до рабочего места». В 2013 году в результате комплексной диагностики в режиме он-лайн более 14 тысяч старшеклассников получают рекомендации по выбору профиля обучения в соответствии с его способностями, возможностями и индивидуальными личностными качествами.

С сентября 2013 года начнут работу региональные профильные группы, в которые войдут обучающиеся 10-х классов, имеющие высокую мотивацию к освоению программ социально-экономического, аграрно-технологического, инженерно-технологического и педагогического профилей. Обучение будет проходить в формате сетевого взаимодействия учреждений общего и профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий.

В качестве механизма модернизации системы профессионального образования Сергей Алексеев предложил концепцию образовательных кластеров, охватывающих отраслевые направления материального производства, транспорта и социальной сферы, которую уже начали реализовывать в Омской области. Появление реальных заказчиков кадров в лице крупных предприятий, корпораций или территориальных объединений предприятий, которые будут сами участвовать в подготовке необходимых кадров – основное условие для формирования образовательных кластеров.

В состав кластера войдут образовательные учреждения, реализующие программы среднего, высшего и послевузовского образования и переподготовки, многофункциональные центры прикладных квалификаций, учебные центры предприятий, общеобразовательные школы и базовые предприятия, которые выступают заказчиками на подготовку кадров. Важное место в образовательном кластере будет отведено системе профессиональной ориентации и психологической поддержке. Вузу в образовательном кластере отводиться роль объединяющего координирующего центра обеспечивающего внедрение инноваций в образовательный процесс.

Статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк дала положительную оценку представленному опыту Омской области и рекомендовала другим регионам активно развивать систему образовательных кластеров в рамках модернизации системы профессионального образования.