ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КС ПОЗДРАВИЛ СЕНАТОРОВ С ДНЕМ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
В ходе заседания Совета Федерации перед сенаторами выступил Председатель Верховного суда РФ Валерий Зорькин.
Он поздравил сенаторов с 20-летием российского парламентаризма. «Двадцать лет живет российская Конституция, успешно развивается парламентаризм».
Говоря о развитии политической системы и правовых институтов в стране, он отметил, что их эффективность во многом зависит от уровня общественного доверия.
***
Е. БУШМИН ИЗБРАН ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СФ
Глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в верхней палате парламента от Ростовской области Евгений Бушмин избран заместителем Председателя СФ.
Кандидатура Евгения Бушмина была предложена Председателем Совета Федерации и одобрена большинством сенаторов. Как напомнила Валентина Матвиенко, должность вице-спикера стала вакантной после того, как Президент России Владимир Путин назначил Светлану Орлову временно исполняющей обязанности Губернатора Владимирской области. «Я провела самые широкие консультации. В Совете Федерации много достойных людей, сделать выбор было сложно».
Евгений Бушмин является членом верхней палаты более 12 лет, возглавляет один из ведущих комитетов, зарекомендовал себя профессиональным и ответственным парламентарием, имеет также опыт работы в исполнительной власти и бизнесе, объяснила свое решение Валентина Матвиенко. В ходе открытого голосования кандидатура Евгения Бушмина была поддержана сенаторами.
***
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ НАЗНАЧИЛ А. КЛИКУШИНА НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Совет Федерации назначил заместителя председателя Тюменского областного суда Александра Кликушина судьей Верховного суда РФ.
Его кандидатуру в ходе заседания в соответствии с представлением Главы государства предложил полномочный представитель Президента РФ в СФ Александр Котенков.
За назначение Александра Кликушина высказался также заместитель Председателя Верховного Суда РФ – председатель Судебной коллегии по гражданским делам Василий Нечаев.
Как сообщил член Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, полномочный представитель Совета Федерации в Верховном Суде РФ Анатолий Лысков, Комитет рассмотрел на своем заседании вопрос о назначении Александра Кликушина и решил рекомендовать его кандидатуру палате для утверждения.
***
ГЕНПРОКУРОР РФ: УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАНЦАМИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
В ходе заседания перед членами СФ с докладом «О состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению за 2012 год» выступил Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.
В своем выступлении он затронул, в частности, проблемы, возникающие в ходе усыновления российских детей. По его информации, органами прокуратуры была вскрыта серьезная проблема в сфере контроля за условиями жизни и воспитания российских детей за рубежом. «Есть немало фактов несвоевременного предоставления соответствующих отчетов иностранными организациями в России».
Юрий Чайка также обратил внимание на нарушения требований закона о приоритете российских граждан перед иностранцами в вопросах усыновления. Он сообщил, только за прошлый год в органах опеки прокурорами было выявлено почти 22 тысячи нарушений. По словам Генпрокурора РФ, органы опеки озадачены не столько устройством ребенка в семью, а подбором детей, которые отвечали бы запросам будущих усыновителей. Даже в этих случаях допускаются нарушения, препятствующие принятию необходимого для усыновления судебного решения, либо влекущие его отмену вышестоящим судом по причине установления новых обстоятельств, отметил Юрий Чайка.
Говоря о сфере ЖКХ, он сообщил, что за два с половиной года в России возбуждено свыше 3,5 тысяч уголовных дел о преступлениях в этой области, более 1,5 из них связаны с различными проявлениями коррупции. За 2012 год прокурорами пресечено 213 тысяч нарушений закона в ЖКХ, проведены масштабные проверки в коммунальном комплексе. Совокупность принятых мер способствовала определенному снижению социальной напряженности. Однако изменить положение пока не удалось. Финансовые злоупотребления и хищения ресурсов приняли угрожающий размах, сказал Юрий Чайка.
Он добавил, что в работе региональных и местных властей выявлены многочисленные нарушения при установлении тарифов, распоряжении имуществом коммунального комплекса.
Генпрокурор затронул тему борьбы с алкоголизмом и наркоманий. Он предложил создать всероссийскую базу данных страдающих алкоголизмом и наркоманией, чтобы исключить возможность получения ими водительских прав. Назрела необходимость создания всероссийской базы данных о лицах, состоящих на учетах в диспансерах с диагнозами «алкоголизм» и «наркомания», — считает Юрий Чайка. По его мнению, предоставление доступа к ней, например, работникам Госавтоинспекции позволило бы отказывать им в получении водительских удостоверений».
Эта база могла бы использоваться различными органами при выдаче других разрешительных документов. Генпрокурор сообщил, что только за последние два года прокуроры опротестовали в судах выдачу водительских удостоверений более чем 40 тысячам россиян, больным алкоголизмом и наркоманией.
***
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАПРЕТ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫМ ЧИНОВНИКАМ ИМЕТЬ СЧЕТА ЗА РУБЕЖОМ
Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В пакете с данным ФЗ рассматривались вопросы о предоставлении сведений имущественного характера членами Правительства Российской Федерации и о внесении поправок в ряд других законодательных актов.
Как отметил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас, эти законы являются сопутствующими и вносят необходимые изменения в иные законодательные акты Российской Федерации.
Соответствующие поправки вносятся в ряд законов. В частности, в законы «О банках и банковской деятельности», «О прокуратуре РФ», «О статусе судей в Российской Федерации», «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О политических партиях», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В соответствии с одобренным законом, ограничения касаются лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, на которые назначает Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации или Генеральный прокурор Российской Федерации. Также запрет распространяется на должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, на должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые находится в ведении Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Также ограничения касаются судей, депутатов, сенаторов, военнослужащих, следователей, прокуроров, сотрудников МВД, таможенных и налоговых органов, внебюджетных фондов, аудиторов Счетной палаты, глав городских округов, муниципальных районов. Под действие законов подпадают супруги и несовершеннолетние дети указанных лиц.
Предусматриваются определенные исключения, для тех, кто исполняет свои должностные обязанности за рубежом в представительных органах исполнительной власти. Запрет не распространяется на зарубежную недвижимость чиновников, однако устанавливается требование об обязательности ее декларирования и раскрытия финансовых источников приобретения.
Предполагается, что ограничения вступят в силу в течение трех месяцев, после того как закон вступит в силу.
Закон подготовлен «в целях обеспечения национальной безопасности РФ, упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции».
* * *
СОЗДАНЫ ПРАВОВЫЕ РАМКИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КИРГИЗИИ ПЕРЕД РОССИЕЙ
Совет Федерации ратифицировал межправительственное соглашение между Россией и Киргизией об урегулировании киргизской задолженности перед РФ по ранее предоставленным кредитам. Документ прописывает условия погашения и обслуживания долговых обязательств Киргизии перед РФ в сумме 188,9 млн долларов по соответствующему соглашению от 5 сентября 2005 года и в сумме 300 млн долларов по соглашению от 3 февраля 2009 года.
Документ представил заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров.
В первом случае задолженность списывается единовременно в полном объеме на дату вступления в силу данного соглашения без начисления и без выплаты процентов на имеющийся остаток долга. Что касается второй задолженности, то она списывается равными долями в течение десяти лет, начиная с 16 марта 2016 года, с уплатой киргизской стороной процентов на остаток долга до 15 марта 2016 года, после чего проценты на остаток не начисляются и не выплачиваются.
«Реализация данного соглашения создает предпосылки для развития сотрудничества между Россией и Киргизией в военной и энергетической областях, выводит взаимодействие двух стран в финансовой сфере на уровень, не обремененный проблемами», — подчеркнул первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, представлявший документ на заседании палаты.
Согласно финансово-экономическому обоснованию Правительства РФ, реализация положений соглашения не повлечет за собой расходов федерального бюджета. Выполнение положений соглашения позволит обеспечить в 2013–2016 годах поступление в федеральный бюджет средств в сумме 7,98 млн долларов. В связи со списанием задолженности киргизской стороны общая сумма средств, недополученных федеральным бюджетом в период с 2013 по 2038 годы по соглашению от 5 сентября 2005 года и по соглашению от 3 февраля 2009 года, составит 599 млн долларов.
* * *
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизии об урегулировании киргизской задолженности перед РФ по ранее предоставленным кредитам было подписано в Бишкеке 20 сентября 2012 года. Жогорку Кенеш Киргизской Республики уже ратифицировал документ 1 ноября 2012 года.
* * *
РАТИФИЦИРОВАНЫ СОГЛАШЕНИЯ РФ И КИРГИЗИИ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
Совет Федерации ратифицировал межправительственные соглашения России и Киргизии о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1, а также Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций.
Первое соглашение определяет условия сотрудничества двух стран по реализации проекта строительства и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1, а также проекта строительства и эксплуатации воздушных линий Датка-Кемин и Кемин-Алматы в целях обеспечения экспорта электрической энергии, вырабатываемой этой станцией, в энергосистемы сопредельных государств. Уполномоченной организацией по реализации данных проектов с российской Стороны является ОАО ИНТЕР РАО ЕЭС, с киргизской — ОАО «Электрические станции».
В соответствии с документом, Россия обеспечивает предоставление денежных средств на разработку технико-экономического обоснования проекта, а также привлекает финансирование ЗАО Камбаратинская ГЭС-1 для реализации проекта в объёме, определённом технико-экономическим обоснованием проекта. Киргизия предоставляет право пользования земельными участками, отведёнными под строительство Камбаратинской ГЭС-1, и другие активы, в том числе нематериальные.
Второе соглашение определяет условия сотрудничества России и Киргизии по реализации проекта строительства и эксплуатации четырёх гидроэлектростанций Верхне-Нарынского каскада на территории Киргизской Республики (Акбулунская ГЭС, Нарынская ГЭС-1, Нарынская ГЭС-2 и Нарынская ГЭС-3). Уполномоченной организацией по его реализации с российской стороны является ОАО «РусГидро», с киргизской — ОАО «Электрические станции».
Согласно документу, Россия передает своей уполномоченной организации денежные средства в размере стоимости разработки технико-экономического обоснования проекта и 50 процентов стоимости реализации проекта, определённой технико-экономическим обоснованием, а также обеспечивает привлечение ЗАО Верхне-Нарынские гидроэлектростанции заёмных средств в размере 50 процентов от стоимости реализации проекта. Киргизия предоставляет пользования земельными участками, отведёнными под строительство Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций, и другие активы, в том числе нематериальные в размере 50 процентов от стоимости реализации проекта, определённой технико-экономическим обоснованием проекта.
«Ратификация этих двух соглашений отвечает экономическим и геополитическим интересам Российской Федерации, закреплению российских компаний на энергетическом рынке Центральной Азии и расширению экспорта российских технологий в области гидроэнергетики, будет способствовать улучшению режима водопользования в Центрально-Азиатском регионе, развитию региональной энергосистемы», — подчеркнул первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, представлявший документы на заседании палаты.
* * *
ОДОБРЕНО УВЕЛИЧЕНИЕ ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ БЕЛОРУССИИ НА ВЗАИМНОЙ ОСНОВЕ
Совет Федерации ратифицировал Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о внесении изменения в межправительственное соглашение двух стран о взаимной передаче в собственность земельных участков и об аренде земельных участков от 28 мая 2009 года.
Данное соглашение предусматривает, что в обмен на предоставляемые Белоруссией земельные участки в Минске и Минской области Россия передает в собственность республике земельные участки, расположенные на территории поселка Красная Поляна Адлерского района Краснодарского края суммарной площадью 16,32 га, а также земельные участки в аренду сроком на 49 лет государственным учреждениям Управления делами Президента Республики Беларусь санаторий «Белая Русь» и санаторий «Беларусь». В документе оговаривается, что земельные участки в Минске и Минской области могут быть использованы российской стороной для размещения санаторных учреждений, домов отдыха, рекреационных центров, представительств российских органов власти.
Ратифицированный сегодня Протокол вносит изменение, в соответствии с которым увеличивается площадь переданных в собственность Белоруссии земельных участков на территории Красной Поляны с 16,32 га до 24,15 га.
Одновременно Совет Федерации ратифицировал Протокол о внесении дополнения в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года.
Согласно документу, миграционная карта не заполняется при въезде в Белоруссию и при выезде с ее территории и не предъявляется иностранными гражданами, временно или постоянно проживающими в республике. При выезде с белорусской территории в Россию указанные иностранные граждане получают в белорусских компетентных органах миграционную карту, которая заполняется ими до въезда в РФ и предъявляется российским компетентным органам во время пребывания на российской территории.
Оба документа палате представил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
Белоруссия уже ратифицировала оба документа.
* * *
РАТИФИЦИРОВАНЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, УСИЛИВАЮЩИЕ ЗАЩИТУ ДЕТЕЙ ОТ СЕКСУАЛЬНЫХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ
Совет Федерации ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
Конвенция о правах ребенка ратифицирована Россией 13 июня 1990 года. Протокол принят Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000 года и вступил в силу 18 января 2002 года. 163 государства ратифицировали или присоединились к Протоколу и 13 государств подписали его.
Протокол направлен на усиление защиты детей от практики торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. В частности, государства-участники предусматривают надлежащие меры уголовного наказания за деяния, связанные с торговлей детьми, сексуальную эксплуатацию ребенка, передачу органов ребенка за вознаграждение, использование ребенка на принудительных работах, неправомерное склонение к согласию на усыновление, детскую проституцию, детскую порнографию. Указанные преступления являются правовым основанием для выдачи лиц, совершивших подобные преступления государством, к которому обращена просьба о выдаче. Государства-участники оказывают друг другу максимальную помощь в связи с расследованиями или уголовным преследованием, или процедурами выдачи, начатыми в отношении указанных преступлений.
Протокол предусматривает меры для защиты прав и интересов детей — жертв практики торговли детьми, детской проституции и детской порнографии путем оказания надлежащей поддержки на всех стадиях судопроизводства, защиты свидетелей от запугивания и применения мер возмездия, защиты информации о частной жизни и личности детей — жертв, недопущения чрезмерных задержек с вынесением решений по делам о предоставлении компенсаций детям — жертвам.
Согласно Протоколу, каждое государство-участник в течение двух лет после вступления в силу Протокола, представляет Комитету ООН по правам ребенка доклад о мерах, принятых им в целях осуществления Протокола.
«Ратификация Протокола отвечает интересам Российской Федерации, так как будет способствовать укреплению международного сотрудничества в деле защиты прав несовершеннолетних от практики торговли детьми, детской проституции и детской порнографии», — подчеркнул первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, представлявший документ на заседании палаты.
Одновременно Совет Федерации ратифицировал Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. Она была открыта к подписанию 25 октября 2007 года и вступила в силу 1 июля 2010 года. Конвенцию подписали 46 государств — членов Совета Европы, из них ратифицировали Конвенцию 26 государств.
Целями Конвенции являются: предотвращение сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений в отношении детей; защита прав детей — жертв сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений; развитие национального и международного сотрудничества в борьбе с сексуальной эксплуатацией и сексуальными злоупотреблениями.
Конвенция устанавливает перечень мер, направленных на предупреждение сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений в отношении детей и на защиту детей, включая отбор, принятие на работу и подготовку людей, работающих в контакте с детьми, информирование детей об опасностях и обучение их способам самозащиты.
В Конвенции предусматриваются меры защиты и помощи жертвам, в том числе содействие в информировании о фактах или добросовестных подозрениях о сексуальной эксплуатации или сексуальных злоупотреблениях в отношении детей, поддержка организации информационных служб, линий помощи по телефону или в Интернете, а в случае необходимости обеспечение терапевтической и неотложной психологической помощи.
Конвенция определяет перечень сексуальных преступлений в отношении детей, за которые предусматривается уголовная ответственность. К ним отнесены сексуальные злоупотребления, детская проституция, детская порнография, участие ребенка в порнографических представлениях, совращение детей, домогательства в отношении детей с сексуальными целями, пособничество или подстрекательство и посягательство к совершению любых преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией.
Преступления, предусмотренные Конвенцией, наказываются наложением эффективных, соразмерных и действенных санкций с учетом их тяжести. Такие санкции включают наказание в виде лишения свободы, что может стать основанием для выдачи. В отношении нарушителей могут быть приняты иные меры, такие как лишение их родительских прав или наблюдение или надзор за осужденными лицами.
Конвенция Совета Европы не затрагивает прав и обязательств, вытекающих из положений Конвенции ООН о защите прав ребенка и её Факультативного протокола, касающегося торговли людьми, детской проституции и детской порнографии, и призвана развивать и дополнять содержащиеся в ней стандарты.
«Ратификация Конвенции отвечает российским интересам, так как будет способствовать укреплению международного сотрудничества в деле защиты прав несовершеннолетних от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений», — указал Владимир Джабаров.
* * *
РАТИФИЦИРОВАНО СОГЛАШЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ПРЕБЫВАНИЯ ОБЪЕДИНЕННОЙ ВОЕННОЙ БАЗЫ РФ в КИРГИЗИИ
Совет Федерации ратифицировал Соглашение России и Киргизии о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории республики и Протокол между двумя странами о сотрудничестве в военной области в период, предшествующий вступлению в силу данного соглашения. Таким образом, закрепляется долгосрочное российское военное присутствие на территории Киргизии.
Документ представил заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров.
Положения соглашения обеспечивают на межгосударственном уровне правовое регулирование вопросов, связанных с размещением и функционированием объединенной российской военной базы на территории Киргизии. Определен порядок применения воинских формирований военной базы во взаимодействии с вооруженными силами Киргизии для защиты ее суверенитета и безопасности, применения оружия, использования и функционирования объектов базы, условия использования земельных участков, статус личного состава военной базы, членов семей военнослужащих и гражданского персонала.
В документе прописано, что Россия определяет состав военной базы по согласованию с Киргизией. Устанавливается порядок использования на территории Киргизии российского воздушного, наземного и морского транспорта, порядок пересечения государственной границы, осуществления всех видов обеспечения деятельности военной базы, урегулирования финансовых вопросов и возмещения причиненного ущерба.
Оговаривается, что военная база обладает статусом как у дипломатического представительства, а личный состав и члены семей имеют статус как у административно-технического персонала дипломатического представительства.
Соглашение заключено сроком на 15 лет, начиная с 29 января 2017 года, с возможностью его автоматической пролонгации на 5-летние периоды. Положениями Протокола, временно применяемого с 20 ноября 2012 года, обеспечивается действие до 29 января 2017 года ранее заключенных российско-киргизских договоров, регулирующих вопросы присутствия на территории Киргизии российских воинских формирований.
Реализация соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, отмечают в Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности. «Ратификация этих документов будет способствовать дальнейшему укреплению военно-политического сотрудничества между Россией и Киргизией, отвечает долгосрочным интересам нашей страны в регионе», — подчеркивают сенаторы.
* * *
Соглашение между Россией и Киргизией о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории республики и Протокол между двумя странами о сотрудничестве в военной области в период, предшествующий вступлению в силу данного соглашения были подписаны в Бишкеке 20 сентября 2012 года.
В созданную российскую военную базу вошли: Испытательный центр ВМФ России на озере Иссык-Куль, 338-й Узел связи ВМФ России, сейсмическая станция Министерства обороны РФ и российская авиационная база на аэродроме Кант (в рамках ОДКБ). Ежегодная арендная плата за использование российской стороной части земельных участков и участка акватории озера Иссык-Куль составляет сумму, эквивалентную 4 502 495 долларов США.
* * *
РАТИФИЦИРОВАНО СОГЛАШЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЯЮЩЕЕ ДОЛГОСРОЧНОЕ ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ РФ В ТАДЖИКИСТАНЕ
Совет Федерации ратифицировал Соглашение между Россией и Таджикистаном о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории республики.
Документ представил заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров.
Его положения обеспечивают на межгосударственном уровне правовое регулирование вопросов, связанных с размещением и функционированием российской военной базы на территории Таджикистана. Закрепляется долгосрочное российское военное присутствие на территории республики.
Соглашением определен порядок применения воинских формирований военной базы во взаимодействии с вооруженными силами Таджикистана, с другими войсками, воинскими формированиями и органами двух стран для защиты суверенитета и обеспечения безопасности республики. Оговариваются вопросы применения оружия, функционирования объектов базы, условия использования земельных участков, статус личного состава военной базы, членов семей военнослужащих и гражданского персонала.
В документе прописано, что Россия определяет состав и дислокацию военной базы по согласованию с Таджикистаном. Предусмотрено рассмотрение и решение в течении 5 лет вопроса о выводе воинских формирований российской военной базы за пределы административно-территориальных границ городов Курган-Тюбе и Куляб Хатлонской области Таджикистана.
Установлен порядок использования на территории Таджикистана российского воздушного и наземного транспорта, порядок пересечения государственной границы российскими военнослужащими, провоза вооружения, военной техники, порядок обеспечения деятельности российской военной базы, урегулирования финансовых вопросов и возмещения причиненного ущерба.
В соглашении указано, что военная база обладает статусом дипломатического представительства, а личный состав и члены семей имеют статус как у административно-технического персонала диппредставительства.
Соглашение заключено сроком на 49 лет с началом действия с 25 мая 1993 года, когда был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области. Предусмотрена возможность его автоматической пролонгации на 5-летние периоды.
В Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности убеждены, что ратификация Соглашения будет способствовать укреплению режима безопасности в Центрально-Азиатском регионе, развитию военно-политического сотрудничества между Россией и Таджикистаном, отвечает долгосрочным интересам России в регионе. Реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, отмечают в Комитете СФ.
* * *
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан было подписано в Душанбе 5 октября 2012 года.
* * *
СФ ОДОБРИЛ ЗАКОН, ПОВЫШАЮЩИЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФСБ В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
Совет Федерации одобрил изменения в статью 13 ФЗ «О федеральной службе безопасности» в части создания дополнительных условий для повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера.
Закон принят Государственной Думой 23 апреля. Представляя документ, председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров пояснил, что поправками предлагается наделить ФСБ правом направлять советников и специалистов органов безопасности в иностранные государства на постоянной основе по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств. В настоящее время служба может направлять за рубеж только своих официальных представителей.
По словам сенатора, закон дает право органам ФСБ направлять за рубеж наиболее опытных и квалифицированных сотрудников на срок до шести месяцев.
«Увеличение сроков пребывания специалистов будет способствовать повышению эффективности борьбы спецслужб с преступлениями международного характера. Частая ротация сотрудников органов безопасности не способствовала их результативной работе».
Он сообщил, что ФСБ России уже заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии со специальными службами и с правоохранительными органами Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Киргизской Республики. В дальнейшем планируется заключение подобных соглашений с другими иностранными государствами.
* * *
ОДОБРЕН ЗАКОН, НАПРАВЛЕННЫЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
СФ одобрил поправки в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, направленные на совершенствование бюджетного процесса.
Представляя закон, первый заместитель председателя Комитета СФ Владимир Петров отметил, что законом предлагается отказаться от законодательного утверждения распределения расходов по функциональной структуре и перейти к утверждению расходов по госпрограммам.
Распределение расходов федерального бюджета по функциональной структуре будет вноситься в Государственную Думу не как приложение к проекту закона о бюджете, а в качестве приложения к пояснительной записке к проекту бюджета, т. е., будет носить исключительно справочный характер, пояснил сенатор.
Он сообщил, что документом вносятся изменения в двадцать четыре федеральных закона.
* * *
СФ СОКРАТИЛ ОБЪЕМ СВЕДЕНИЙ О ЗЕМЛЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОРГАНАМИ МСУ В НАЛОГОВЫЕ СТРУКТУРЫ
Совет Федерации одобрил на заседании поправки в статью 85 части первой и статьи 284 и 346.2 части второй Налогового кодекса РФ, касающиеся сокращения объема представляемых органами местного самоуправления в налоговые органы сведений о земельных участках.
Закон принят Государственной Думой 24 апреля.
Представляя документ, заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Вячеслав Новиков сообщил, что законом предлагается обязать органы местного самоуправления представлять в налоговые органы информацию только в отношении вновь выявленных земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Сельскохозяйственным производственным кооперативам (включая рыболовецкие артели (колхозы) предоставляется право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
При этом налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере ноль процентов.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, имеющих иной порядок вступления в силу.
* * *
СФ РАЗРЕШИЛ АГЕНТСТВУ СТРАХОВЫХ ВКЛАДОВ ОТКРЫВАТЬ БАНКОВСКИЕ СЧЕТА
Совет Федерации одобрил закон, который наделяет Агентство страхования вкладов (АСВ) правом открывать банковские счета в РФ. Соответствующие изменения внесены сенаторами в федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» и в статью 9 Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года».
Как сообщил, представляя документ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Вячеслав Новиков, в ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» закрепляется право Агентства по страхованию вкладов в установленном порядке открывать банковские счета в кредитных организациях на территории РФ.
В ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» вводится норма, предусматривающая обратную передачу имущества банка от приобретателя. При этом предусматривается компенсация банком его стоимости приобретателю. В случае обратной передачи приобретателем банку имущества ненадлежащего качества Агентство вправе исполнить за банк его обязательство по компенсации приобретателю стоимости такого имущества.
При этом за счет средств фонда обязательного страхования вкладов приобретателю может быть уплачена сумма в размере, не превышающем суммы, пропорциональной доле застрахованных обязательств в составе всех переданных приобретателю обязательств.
* * *
УПРОЩЕН ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Сенаторы одобрили поправки в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в части уточнения обязанностей кредитных организаций».
Как пояснил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Вячеслав Новиков, предлагается установить, что кредитные организации могут осуществлять банковские операции, не отражаемые ежедневно в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами ЦБ РФ, в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» без применения контрольно-кассовой техники, за исключением случаев осуществления: наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала.
Разрешается проведение наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, установленного за пределами помещения этой кредитной организации; либо банкомата, не являющегося основным средством этого банка и не принадлежащего только ему на праве собственности.
Как считает Вячеслав Новиков, законом упрощается порядок применения контрольно-кассовой техники кредитными организациями, что будет способствовать снижению их затрат. Также налоговым органам станет легче осуществлять функции контроля за соблюдением требований законодательства части контроля использования платежными агентами, банковскими платежными агентами и субагентами платежных терминалов и банкоматов.
* * *
СЕНАТОРЫ ОДОБРИЛИ СОЗДАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СОВЕТОВ
Совет Федерации одобрил закон о создании в РФ производственных советов.
Представляя ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса РФ» член Комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Синягин сообщил, что документ предусматривает создание в организациях производственных советов и определяет их полномочия.
Производственный совет, который вправе создать работодатель, представляет собой совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа авторитетных работников организации. Функции совета – подготовка предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и технологий, повышению производительности труда и квалификации работников.
В целях исключения дублирования полномочий производственных советов и профессиональных союзов устанавливается, что в перечень полномочий совета не может быть включены некоторые вопросы. Они касаются представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с Трудовым кодексом и другими законами отнесено к компетенции профсоюзов, их первичных организаций, о также иных представителей работников, пояснил докладчик.
Кроме того, документ устанавливает обязательство работодателя перед производственным советом информировать о результатах рассмотрения предложений, выдвинутых данным совещательным органом, и об их реализации.
Как отметил Александр Синягин, принятие данного ФЗ будет способствовать повышению эффективности деятельности трудовых организаций, поскольку в разработке стратегических программ развития предприятия и процессе принятия управленческих решений в области производства будут участвовать сами работники.
* * *
ЧЛЕНЫ СФ ОДОБРИЛИ УНИФИКАЦИЮ РАЗМЕРА ПОСОБИЙ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ
Совета Федерации на заседании одобрил закон, которым устанавливается единый размер ежемесячных денежных выплат для матерей, уволенных с работы в период беременности и родов и во время отпуска по уходу за ребенком.
Как пояснила член Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко, документом вносятся изменения в ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» по вопросу выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам».
Парламентарий подчеркнула, что закон устраняет неравенство в отношении выплат ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Сенатор пояснила, что в настоящее время указанное пособие женщинам, уволенным в период отпуска по беременности и родам, выплачивается в фиксированных размерах. В то же время, матерям, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, пособие выплачивается в размере 40% среднего заработка по месту работы. Законом предлагается установление одинакового размера пособия для обеих категорий — 40% среднего заработка.
* * *
СЕНАТОРЫ РАСШИРИЛИ СПИСОК ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОТКАЗА В РЕГИСТРАЦИИ БАНКОВ
Совет Федерации одобрил поправки в законы «О банках и банковской деятельности», расширив перечень оснований для отказа в регистрации банков.
Изменения в базовые законы вносятся, чтобы привести их в соответствие с Трудовым кодексом… Кроме того, в этих законах уточняется терминология, поскольку понятия «трудовой договор (контракт)», «администрация» в ТК не содержатся.
Как сообщил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Борисов, документом предусматривается, что кредитной организации может быть отказано в государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, если в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для регистрации, был прекращен трудовой договор с руководителем кредитной организации, главным бухгалтером и его заместителями — в связи с их осуждением за хищения чужого имущества, растраты, умышленное его уничтожение или повреждение.
Кроме того, основанием для отказа может стать непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о доходах, доходах и имуществе семьи, если эти действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Этим же документом вносятся поправки в ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В законе о садоводах уточняются положения о привлечении к ответственности федеральных, региональных и местных должностных лиц за нарушение законодательства — в соответствии с нормами Трудового кодекса, а не КЗОТ, как указано в документе сейчас.
* * *
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАКОН «ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РФ»
Совет Федерации одобрил Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
Как пояснил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валентин Межевич, Федеральным законом устанавливаются основы деятельности Уполномоченного и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации — правовое положение, основные задачи, компетенцию, права.
Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Кроме того, Уполномоченный защищает интересы как российских и иностранных предпринимателей на территории Российской Федерации, так и российских предпринимателей на территориях иностранных государств. Уполномоченный также осуществляет контроль за соблюдением прав и интересов предпринимателей, взаимодействует с предпринимательским сообществом, участвует в выработке государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности.
Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, имеющий высшее образование.
Решение о назначении принимается Президентом Российской Федерации сроком на 5 лет (но не более чем на два срока подряд). Уполномоченный является государственным служащим и не может совмещать данную деятельность с иной другой деятельностью.
* * *
ОДОБРЕН ЗАКОН, ПОВЫШАЮЩИЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОГЛАШЕНИЙ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ
Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления механизмов передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, очистки сточных вод).
Как пояснил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валентин Межевич, закон направлен на повышение эффективности и прозрачности проведения конкурсов на право заключения договоров аренды и концессионных соглашений в отношении находящихся в публичной собственности инфраструктур тепло- и водоснабжения.
Федеральным законом устанавливаются два механизма передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, очистки сточных вод посредством заключения договора аренды или на основании концессионного соглашения.
Федеральный закон определяет обязательные требования к собственникам, концессионерам, арендаторам объектов коммунального сектора, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части объемов и направлений инвестиций, целевых показателей надежности и сроков достижения целевых показателей.
В целом, принятие Федерального закона будет способствовать увеличению притока инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, и, как следствие, повышению качества предоставляемых коммунальных услуг.
* * *
СЕНАТОРЫ ОДОБРИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ, УПРОЩАЮЩИЕ ПЕРЕДАЧУ ОЛИМПИЙСКИХ ОБЪЕКТОВ В СОБСТВЕННОСТЬ РФ
Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта». Изменения касаются установления упрощенного порядка передачи олимпийских объектов в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность.
Как пояснил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Росляк, закон устанавливает упрощенный порядок регистрации собственности государственных корпораций и механизм их последующей передачи на баланс и в собственность региональным и муниципальным органам власти.
* * *
СЕНАТОРЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ
Совет Федерации одобрил внесение изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как пояснил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Росляк, закон направлен на совершенствование законодательства в сфере наружной рекламы и установки рекламных конструкций, с учетом практики и негативного опыта использования предыдущей редакции данного закона.
Закон расширяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере размещения наружной рекламы и установки рекламных конструкций, а также ужесточает требования к их размещению.
К основным нововведениям Федерального закона относятся: предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от их типов и видов, установление обязанности органов местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждать схемы размещения рекламных конструкций. Также органам местного самоуправления предоставляется права определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования с учетом сохранения внешнего облика сложившейся застройки, признавать недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, если место ее установки не соответствует схеме размещения рекламных конструкций.
До 1 января 2014 года устанавливается переходный период, в течение которого органы местного самоуправления должны утвердить схемы размещения рекламных конструкций.
* * *
ЗАХОРОНЕНИЕ МОРСКОГО ГРУНТА БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ПОД ЭКОЛОГИЧЕСКИМ НАДЗОРОМ
Сенаторы одобрили поправки в ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и «Водный кодекс РФ». Он отметил, что документ представляет собой инициативу законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа.
Как пояснил председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов закон устанавливает порядок захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море. Это позволит осуществлять перемещение грунта при проведении данного вида работ. Захоронение грунта, по данному документу, не является захоронением отходов, подчеркнул докладчик. Этот вид деятельности будет подлежать государственной экологической экспертизе и станет осуществляться на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
* * *
УСТАНОВЛЕН ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СБОРА ЗА УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ НА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ
О Федеральном законе «О внесении изменений в статьи 3 и 42 Закона Российской Федерации «О недрах» проинформировал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ралиф Сафин.
Закон устанавливает порядок определения сбора за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр. В ФЗ «О недрах» вносятся дополнения о соответствующих полномочиях федеральных органов государственной власти и конкретно федерального органа управления государственным фондом недр устанавливать порядок определения сумм сбора за участие в конкурсе. Само зачисление сбора не меняется: за участки недр местного значения – в бюджеты регионов, за другие участки недр – в федеральный бюджет.
* * *
ИННОВАЦИИ СМОГУТ ПОДДЕРЖИВАТЬ НА СРЕДСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
Совет Федерации одобрил изменения в статью 16 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Кресс пояснил, что речь идет об уточнении понятия «государственная поддержка инновационной деятельности». Оно предусматривает участие регионов в государственной инновационной деятельности.
Как добавил докладчик, такие изменения нужны для создания правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для физических и юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.
Ранее в законодательстве господдержка инновационной деятельности определялась как совокупность мер федеральных органов государственной власти в соответствии с законодательством России, а значит нельзя было рассчитывать на поддержку на местах из регионального бюджета.
* * *
СФ ЗАПРЕТИЛ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ НЕДВИЖИМОСТЬ МГУ и СПбГУ
Сенаторы одобрили ФЗ «О внесении изменений в статью 5 ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», определяющую особенности правового положения старейших вузов страны как уникальных научно-образовательных комплексов, имеющих огромное значение для развития российского общества.
Как сообщил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Юрий Солонин, изменения касаются установления статуса объектов недвижимого имущества МГУ и СПбГУ и порядка их распоряжения.
Для сохранения названных университетов в качестве особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, сохранения и развития их имущественной базы, документ относит их недвижимое имущество исключительно к федеральной собственности и исключает возможность их приватизации
* * *
СФ УВЕЛИЧИЛ ЧИСЛО КАТЕГОРИЙ ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ И РАЗРШИЛ СДАЧУ ЭКЗАМЕНОВ НА АВТО С АКПП
Сенаторы одобрили ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс РФ об административных правонарушениях».
Как отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Чекалин, документом вносятся изменения в части введения новых категорий, подкатегорий транспортных средств и запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в РФ.
Докладчик отметил, что документ конкретизирует основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами, а также дополняет ФЗ «О безопасности дорожного движения» нормами, запрещающими привлекать для работы водителей, не имеющих российских национальных удостоверений. Также устанавливаются требования к средствам контроля, предназначенным для проведения квалификационных экзаменов и к учебно-материальной базе организаций, осуществляющих подготовку водителей, регламентирует механизм аккредитации организаций на право участия в проверке теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.
Кроме того, ФЗ вводит новые подкатегории транспортных средств в рамках уже существующих категорий, устанавливает порядок допуска водителей к дорожному движению и определяет условия получения права на управления транспортными средствами.
Введение новых категорий и подкатегорий (в частности, для трициклов и квадроциклов, мопедов и легких мотоциклов, троллейбусов и трамваев, автомобилей, предназначенных для перевозки не более 8 и 16 пассажиров) обусловлено рядом объективных причин — в первую очередь, расширением парка различных типов и модификаций эксплуатируемых транспортных средств, значительно превосходящих по уровню сложности и техническим характеристикам ранее выпускаемые автомобили и мотоциклы.
По словам Александра Чекалина, это позволит дифференцировать условия получения права на управление транспортными средствами в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобилей и мотоциклов.
Закон также дополняет Кодекс РФ об административных правонарушениях новой статьей об ответственности должностных лиц за допуск к управлению транспортом водителей, не имеющих российских водительских удостоверений.
* * *
ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ БУДЕТ УСИЛЕНА
Совет Федерации одобрил поправки в 14 законодательных актов РФ в связи с прошедшей ранее ратификацией Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также принятием закона «О персональных данных».
Документ представил глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас. Он пояснил, что поправки, в частности, предусматривают повышенные меры охраны и защиты персональных данных ограниченного доступа.
К ним отнесены сведения о политических, религиозных и иных убеждениях работника, его членстве в общественных объединениях, а также о его профсоюзной деятельности. Без согласия субъекта эти персональные данные обрабатываться не могут. Уточняются полномочия государственных органов и иных организаций в области получения, обработки и передачи такого рода данных.
В соответствии с законом иски о защите прав субъекта персональных данных, в том числе о возмещении убытков или компенсации морального вреда, могут предъявляться в суд по месту жительства истца.
Закон устанавливает обязательность согласия субъекта персональных данных на их предоставление или дальнейшую обработку.
* * *
СФ СОВЕРШЕНСТВУЕТ МЕХАНИЗМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СДЕЛОК
Совет Федерации одобрили второй блок поправок в Гражданский кодекс (ГК) РФ, касающихся сделок и представительства.
Документ принят с названием «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
Предусматривается внесение изменений в подраздел 4 «Сделки и представительство» ГК РФ, уточняющих правовую регламентацию совершения сделок и признания их недействительными, а также внесение дополнений в подраздел 5 «Сроки. Исковая давность» ГК РФ, касающихся определения сроков исковой давности и их течения.
Закон представил глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас. Он пояснил, что законом устанавливается правовое регулирование получения согласия на совершение сделки третьим лицом, органом юридического лица, государственным органом или органом местного самоуправления.
Законом вводится положение о недействительности сделки, совершенной без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления, устанавливаются последствия совершения сделки в отношении имущества, распоряжение которым запрещено или ограничено.
Устанавливается новая правовая категория «юридически значимые сообщения», вводится правовое регулирование решений собраний, уточняются положения о представительстве и доверенности, в том числе вводится новое понятие «безотзывная доверенность», снимаются законодательные ограничения по сроку действия выданной доверенности.
По мнению Андрея Клишаса, принятие закона будет способствовать совершенствованию механизмов правового регулирования осуществления сделок, признания их недействительными, а также будет способствовать уточнению механизма определения сроков исковой давности.
* * *
МНОГОКРАТНО ВОЗРАСТУТ ШТРАФЫ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ УЩЕРБА ОБЪЕКТАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Совет Федерации одобрил закон о многократном увеличении штрафов за нарушения в сфере охраны культурно-исторического наследия.
Документ представил сенаторам первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Владимир Рушайло.
Он пояснил, что закон предусматривает поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым размер штрафа за уничтожение или повреждение памятника истории и культуры составит для юридических лиц от 500 тыс. руб. до 20 млн руб. А за уничтожение памятников культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, юридическим лицам грозит штраф от 1 млн до 60 млн руб.
В то же время за нарушение требований использования и госохраны памятников истории и культуры народов РФ штраф для граждан может составить от 15 тыс. до 200 тыс руб, должностным лицам придется заплатить от 20 тыс до 400 тыс руб, юрлицам от 200 тыс до 5 млн руб.
Нарушение правил охраны особо ценных памятников истории и культуры народов РФ, а также объектов, включенных в Список всемирного наследия, на территориях музеев-заповедников повлечет штраф для граждан в размере от 20 тыс до 300 тыс руб, для должностных лиц — от 50 тыс до 500 тыс руб, для юрлиц — от 1 млн до 20 млн руб.
Закон также обязывает строительные фирмы, обнаружившие объекты, похожие на археологические памятники, приостановить работу. Если компания продолжает стройку, штраф для граждан составит от 15 тыс до 300 тыс руб, для должностных лиц от 20 тыс до 400 тыс руб, для юрлиц от 200 тыс до 5 млн руб. Если фирма повредила или уничтожила памятник архитектуры, штраф для граждан составит от 15 тыс до 300 тыс руб, для должностных лиц — от 50 тыс до 600 тыс руб, для юрлиц — от 1 млн до 10 млн рублей.
Инициатива была внесена в Государственную Думу спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко в ноябре 2012 года. В ходе обсуждения вопроса спикер СФ отметила, что «мы, к сожалению, каждый год теряем большое количество уникальных памятников исторического и культурного наследия». «Я уверена, что это будет серьезным сдерживающим фактором против уничтожения нашего исторического и культурного наследия».
* * *
УЖЕСТОЧАЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА
Сенаторы ужесточили ответственность за нарушение правил охраны, пользования и добычи объектов животного мира и водных биоресурсов.
Соответствующие поправки сенаторы внесли в статьи 8.33 и 8.37 Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Как уточнил первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Владимир Рушайло, законом за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биоресурсов устанавливается ответственность для граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от пяти до десяти тысяч рублей, длч юридических лиц — от 10 до 15 тысяч рублей.
Документом также устанавливается административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой, а также лишения права осуществлять охоту на срок до двух лет, на должностных лиц — от 20 до 30 тыс. рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
В настоящее время штрафы для такого рода правонарушений для граждан установлены в размере от одной до двух тысяч рублей, для должностных лиц — от 10 до 15 тыс. рублей.
* * *
ГОССЛУЖАЩИХ БУДУТ ШТРАФОВАТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Совет Федерации одобрил закон, который позволяет обращаться в органы государственной власти не только гражданам, но и объединениям граждан, включая юридические лица. Также документ вводит штрафы за нарушение порядка рассмотрения таких жалоб и обращений.
Закон представил первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Владимир Рушайло.
Он сообщил, что документ расширяет круг лиц, имеющих право направлять обращения. Кроме того, предусматривается возможность направлять обращения помимо государственных органов и органов местного самоуправления в государственные и муниципальные учреждения и другие организации, осуществляющие публично значимые функции.
Соответствующие изменения внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях и федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
* * *
ОДОБРЕН ЗАКОН, СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЙ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
Совет Федерации одобрил изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Как пояснил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Алексей Александров, речь идет о совершенствовании миграционной политики.
По словам сенатора, закон направлен на совершенствование порядка привлечения иностранных работников к трудовой деятельности и механизма формирования квот на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства.
Закон устанавливает запрет на привлечение иностранцев в качестве высококвалифицированных специалистов для работы в розничной торговле. Запрет не распространяется на работников, занимающих руководящие должности, перечень которых и квалификационные требования к которым будут утверждаться Министерством труда и социальной защиты РФ.
Правило формирования квот на въезд иностранцев с целью осуществления трудовой деятельности и квот на выдачу разрешений на работу будет определять Министерство труда и социальной защиты РФ, а не Правительство Российской Федерации. Однако Правительство РФ будет осуществлять контроль за деятельностью Министерства труда и социальной защиты РФ, а также порядок, в соответствии с которым будет осуществляться подготовка предложений по формированию квот и утверждать квоты.
* * *
СЕНАТОРЫ ОДОБРИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ
Совет Федерации одобрил изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Как пояснил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Алексей Александров, закон направлен на урегулирование процедурных вопросов, связанных с установлением личности заявителя, в период рассмотрения его заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации.
Закон дополняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» новой статьей 101, определяющей порядок установления личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, в период рассмотрения его заявления о признании гражданином или о приеме в гражданство Российской Федерации.
В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, проводить его опознание по свидетельским показаниям, использовать сведения об иностранных гражданах, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации. В случае подтверждения достоверности персональных данных иностранного гражданина, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина.
Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать трех месяцев.
* * *
СЕНАТОРЫ ПРИНЯЛИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Члены Совета Федерации проголосовали за принятие постановления Совета Федерации «О деятельности Федеральной таможенной службы в условиях формирования Таможенного союза».
Как пояснил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валентин Межевич, к проекту постановления, принятого на 332-м заседании Совета Федерации за основу, поступили предложения от целого ряда министерств, а также от сенаторов.
В частности, свои предложения направили заместитель Председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов, член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Игорь Шубин, председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов, заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Валерий Шнякин, председатель Комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов, председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.
По словам Валентина Межевича, все предложения учтены в постановлении.