пермское издание «Новый компаньон» опубликовала интервью с представителем в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Пермского края Игоря Шубина, в котором он рассказал о своей работе в СФ и планах развития региона.
— Игорь Николаевич, когда вы переходили в Совет Федерации, губернатор Олег Чиркунов сказал, что ваша задача, прежде всего, продвигать проект «Пермь — культурная столица Европы». Какие у вас сейчас приоритеты?
— Тогда ни Олег Анатольевич, ни я ещё не понимали, как будет складываться обстановка. Поскольку тема «культурной столицы» была на поверхности, он предложил мне посмотреть, как можно продвинуть этот проект. В рамках этих договорённостей я привёз в Пермь директора по вопросам культуры, культурного и природного наследия Секретариата Совета Европы Роберта Палмера. У него теперь есть особый интерес к региону, а как развивать его — уже дело техники, зона ответственности Министерства культуры Пермского края.
Когда я погрузился в работу Совета Федерации, губернатор дал мне карт-бланш, возможность самому определиться, что интересно. На встрече в апреле я сообщил Чиркунову, что увидел своё место и роль. Тогда же он мне посоветовал поближе работать с бюджетным комитетом. В своё время Татьяна Попова входила в межведомственную комиссию, в которой представлены правительство РФ, Госдума и Совет Федерации. Фактически это площадка, на которой проходит нулевое чтение бюджета.
На сегодняшний день я член этой комиссии, член бюджетного комитета, зампредседателя комиссии по естественным монополиям и председатель подкомиссии по железнодорожному транспорту и авиации. Начал наводить контакты в минэкономразвития, министерстве спорта, транспорта. В частности, провёл встречу с заместителем министра спорта, туризма и молодёжной политики РФ Надеждой Назиной. Ещё на встрече был руководитель Федерального агентства по туризму. На встречу с ними я приглашал министра культуры края Николая Новичкова, поскольку речь шла о возможности формирования туристического кластера региона и участии в федеральной программе развития внутреннего туризма. Для того чтобы достичь этой цели, краевым властям необходимо заручиться поддержкой бизнеса, потому что федералы готовы выделять средства только на создание инфраструктуры, расходы на всё остальное несёт бизнес.
В рамках этого кластера в Перми может быть построен не только зоопарк, но и аквапарк и другие объекты. Если специалисты краевого министерства культуры сумеют, пользуясь методиками федерального ведомства, доказать, что в крае возможно обеспечить положительную динамику туристического потока, то у нас есть шанс попасть в программу.
— В какие сроки нужно представить необходимые документы?
— Программа 2012 года уже фактически сформирована. Поэтому реальный срок — 2013-й. Сейчас всё зависит от местных и региональных властей.
— А с руководством ЛУКОЙЛа вы не обсуждали эту тему, ведь компания изначально финансировала проект зоопарка в Перми?
— Концепция была полностью разработана на средства ЛУКОЙЛа. Мы выделили первую очередь зоопарка — порядка 12 из 36 га. На этой территории сейчас заканчиваются геологические изыскания, и после всех заключений можно будет разрабатывать рабочую документацию и строить. Но на это нужна воля властей, поскольку совершенно очевидно, что Федерация, если мы даже в кластере защитим зоопарк, может дать денег на инфраструктуру, на подъезд к зоопарку, а остальное — это деньги бизнеса, городского и регионального бюджетов.
Я не раз говорил, что у нас сейчас не зоопарк и не зоосад, а зверинец. Я свою внучку туда не водил ни разу, потому что это пример того, как нельзя относиться к животным. Мы предполагаем, что новый зоопарк будет европейского уровня, что там люди не просто будут познавать животный мир, но ещё и учиться гуманному отношению к животным. Мы хотим, чтобы там могли заниматься студенты, работать научно-исследовательские институты и т. д.
— Вы говорите о зоопарке, который может быть размещён в микрорайоне Архирейка, но сейчас рассматриваются и другие площадки в центре города.
— Я привык руководствоваться тем, что «сапоги должен тачать сапожник, а пироги выпекать пирожник». Я же, например, не учу уважаемого Бориса Леонидовича Мильграма спектакли ставить! Я вообще сначала выступал за Черняевский лес, но специалисты пришли к заключению, что там нельзя делать зоосад. Для зоопарка очень важна роза ветров, воздухообмен, наличие водных источников, соответствующий рельеф и т. д. В центре города, я вас уверяю, вы не найдёте двух гектаров свободной земли. А для зоосада, только для первой очереди, нужно хотя бы 12 га. Место для зоопарка мы подбирали два года.
Я очень надеюсь, что в этом вопросе возобладает здравый смысл. Идеей строительства зоосада должны проникнуться первые лица края и города; пока этого не произойдёт, все мои усилия бессмысленны. Бизнес идёт в проекты только тогда, когда видит, что власть единодушна. А когда потенциальные инвесторы видят абсолютно разные подходы к решению вопроса, когда каждый день высказываются новые мнения, они думают: «Ребята, вы сначала договоритесь между собой…». О какой инвестиционной привлекательности может идти речь в условиях, когда правила игры постоянно меняются?
— Какие проекты, помимо зоопарка, вы ещё курируете в Совете Федерации?
— По итогам встречи с министром спорта, туризма и молодёжной политики РФ Виталием Мутко были поданы документы на финансирование трёх проектов в Перми. Это два физкультурно-оздоровительных комплекса (ФОКа) на Вышке II и в Свердловском районе, а также мототрек для детской спортивной школы мотоциклистов. Эти проекты сейчас проходят экспертизу, и я контролирую, чтобы их включили в программу 2012 года.
Кроме того, мы представили проект реконструкции спорткомплекса «Орлёнок». Сейчас ищем подходы, как включить его во внепрограммную часть. Такое решение может быть принято только на самом высоком федеральном уровне. Поэтому сейчас руководство края, как мне сказал министр спорта Пермского края Павел Лях, прорабатывает возможности решения этого вопроса.
Кроме того, если мы хотим стать «культурной столицей», то должны позаботиться о строительстве новых зданий железнодорожного вокзала и аэропорта. Олег Анатольевич поручил мне помогать Игорю Орлову продвигать передачу Большого Савино из федеральной в региональную собственность. Москва положительное заключение уже дала. Сейчас решаются чисто процедурные вопросы, но пока нет ни одного отрицательного ответа. Пока никаких подводных камней я не вижу.
В настоящее время идёт реформа железной дороги. И в связи с этим тоже имеется ряд проблем. Во‑первых, не хватает грузовых вагонов. Я сейчас при случае интересуюсь у руководителей промышленных предприятий региона, как у них обстоят дела с вагонами, какие проблемы существуют в этой части. Я провёл встречу с замминистра транспорта Андреем Недосековым и написал на его имя письмо, где указал все проблемы, которые сегодня есть. Договорились, что примерно через месяц нам должны дать ответ.
Короче говоря, мы договорились с Олегом Анатольевичем так, что я представляю интересы Пермского края во всех федеральных программах, какие есть. Договорились, что я работаю напрямую с краевым правительством, и если что‑то не получается, информирую губернатора.
— Недавно мы сравнивали позиции Пермского края и Татарстана в части привлечения федерального финансирования. Казань получает в разы больше.
— Скажу так: мы этот вопрос изучали. И действительно, по этой части нашему региону есть над чем работать. И надо этим заниматься.
— Ваш коллега Оганес Оганян недавно заявил, что собирается переходить в Госдуму…
— Да, это правда. У нас с ним был такой разговор. Действительно, он хочет поменять Совет Федерации на Госдуму. Он идёт за своим лидером, с точки зрения логики здесь всё понятно.
— Участие в декабрьских выборах в Законодательное собрание даёт вам шанс на то, чтобы стать представителем этого органа власти в Совете Федерации. Будете использовать эту возможность?
— Да. Мне моя сегодняшняя работа нравится, я вижу в ней смысл и определённую пользу. Мы с вами поговорили только о деньгах, к сожалению, в то время как верхняя палата российского парламента, прежде всего, должна заниматься законотворчеством.
Сегодня никто лучше, чем муниципалитеты и регионы, не знает, как работают законы, которые принимаются на федеральном уровне, — чего там не хватает, где надо внести поправки, чтобы закон заработал.
Например, будучи главой Перми, я ощутил, что есть проблема с управляющими компаниями. Выполняя просьбы жителей, я в эти вопросы вмешивался, но не всегда результативно, потому что местные органы власти просто лишены полномочий в этой сфере. Последними поправками в конце мая — начале июня мы приняли изменения в Жилищный кодекс РФ и вернули муниципалитетам полномочия по контролю над деятельностью УК, чётко расписали процедуру и порядок смены управляющих компаний, полномочия жильцов, ресурсоснабжающих организаций и т. д.